Паттерн Компоновщик на C++

Добавлено 24 апреля 2022 в 14:44

Компоновщик – это структурный паттерн, который позволяет создавать дерево объектов и работать с ним так же, как и с единичным объектом.

Компоновщик давно стал синонимом всех задач, связанных с построением дерева объектов. Все операции компоновщика основаны на рекурсии и «суммировании» результатов на ветвях дерева.

Особенности паттерна на C++

Сложность:   

Популярность:   

Применимость: Паттерн Компоновщик встречается в любых задачах, которые связаны с построением дерева. Самый простой пример – составные элементы GUI, которые тоже можно рассматривать как дерево.

Признаки применения паттерна: Если из объектов строится древовидная структура, и со всеми объектами дерева, как и с самим деревом работают через общий интерфейс.

Концептуальный пример

Этот пример показывает структуру паттерна Компоновщик, а именно – из каких классов он состоит, какие роли эти классы выполняют и как они взаимодействуют друг с другом.

main.cc: Пример структуры паттерна

#include <algorithm>
#include <iostream>
#include <list>
#include <string>
/**
 * Базовый класс Компонент объявляет общие операции как для простых, так и для
 * сложных объектов структуры.
 */
class Component {
  /**
   * @var Component
   */
 protected:
  Component *parent_;
  /**
   * При необходимости базовый Компонент может объявить интерфейс для установки
   * и получения родителя компонента в древовидной структуре. Он также может
   * предоставить некоторую реализацию по умолчанию для этих методов.
   */
 public:
  virtual ~Component() {}
  void SetParent(Component *parent) {
    this->parent_ = parent;
  }
  Component *GetParent() const {
    return this->parent_;
  }
  /**
   * В некоторых случаях целесообразно определить операции управления потомками
   * прямо в базовом классе Компонент. Таким образом, вам не нужно будет
   * предоставлять конкретные классы компонентов клиентскому коду, даже во время
   * сборки дерева объектов. Недостаток такого подхода в том, что эти методы
   * будут пустыми для компонентов уровня листа.
   */
  virtual void Add(Component *component) {}
  virtual void Remove(Component *component) {}
  /**
   * Вы можете предоставить метод, который позволит клиентскому коду понять,
   * может ли компонент иметь вложенные объекты.
   */
  virtual bool IsComposite() const {
    return false;
  }
  /**
   * Базовый Компонент может сам реализовать некоторое поведение по умолчанию
   * или поручить это конкретным классам, объявив метод, содержащий поведение
   * абстрактным.
   */
  virtual std::string Operation() const = 0;
};

/**
 * Класс Лист представляет собой конечные объекты структуры. Лист не может иметь
 * вложенных компонентов.
 *
 * Обычно объекты Листьев выполняют фактическую работу, тогда как объекты
 * Контейнера лишь делегируют работу своим подкомпонентам.
 */
class Leaf : public Component {
 public:
  std::string Operation() const override {
    return "Leaf";
  }
};

/**
 * Класс Контейнер содержит сложные компоненты, которые могут иметь вложенные
 * компоненты. Обычно объекты Контейнеры делегируют фактическую работу своим
 * детям, а затем «суммируют» результат.
 */
class Composite : public Component {
 protected:
  std::list<Component *> children_;

 public:
  /**
   * Объект контейнера может как добавлять компоненты в свой список вложенных
   * компонентов, так и удалять их, как простые, так и сложные.
   */
  void Add(Component *component) override {
    this->children_.push_back(component);
    component->SetParent(this);
  }
  /**
   * Имейте в виду, что этот метод удаляет указатель на список,
   * но не освобождает память, вы должны делать это вручную или лучше
   * использовать умные указатели.
   */
  void Remove(Component *component) override {
    children_.remove(component);
    component->SetParent(nullptr);
  }
  bool IsComposite() const override {
    return true;
  }
  /**
   * Контейнер выполняет свою основную логику особым образом. Он проходит
   * рекурсивно через всех своих детей, собирая и суммируя их результаты.
   * Поскольку потомки контейнера передают эти вызовы своим потомкам и так
   * далее, в результате обходится всё дерево объектов.
   */
  std::string Operation() const override {
    std::string result;
    for (const Component *c : children_) {
      if (c == children_.back()) {
        result += c->Operation();
      } else {
        result += c->Operation() + "+";
      }
    }
    return "Branch(" + result + ")";
  }
};
/**
 * Клиентский код работает со всеми компонентами через базовый интерфейс.
 */
void ClientCode(Component *component) {
  // ...
  std::cout << "RESULT: " << component->Operation();
  // ...
}

/**
 * Благодаря тому, что операции управления потомками объявлены в базовом классе
 * Компонента, клиентский код может работать как с простыми, так и со сложными
 * компонентами, вне зависимости от их конкретных классов.
 */
void ClientCode2(Component *component1, Component *component2) {
  // ...
  if (component1->IsComposite()) {
    component1->Add(component2);
  }
  std::cout << "RESULT: " << component1->Operation();
  // ...
}

/**
 * Таким образом, клиентский код может поддерживать простые компоненты-листья...
 */

int main() {
  Component *simple = new Leaf;
  std::cout << "Client: I've got a simple component:\n";
  ClientCode(simple);
  std::cout << "\n\n";
  /**
   * ...а также сложные контейнеры.
   */

  Component *tree = new Composite;
  Component *branch1 = new Composite;

  Component *leaf_1 = new Leaf;
  Component *leaf_2 = new Leaf;
  Component *leaf_3 = new Leaf;
  branch1->Add(leaf_1);
  branch1->Add(leaf_2);
  Component *branch2 = new Composite;
  branch2->Add(leaf_3);
  tree->Add(branch1);
  tree->Add(branch2);
  std::cout << "Client: Now I've got a composite tree:\n";
  ClientCode(tree);
  std::cout << "\n\n";

  std::cout << "Client: I don't need to check the components classes even when managing the tree:\n";
  ClientCode2(tree, simple);
  std::cout << "\n";

  delete simple;
  delete tree;
  delete branch1;
  delete branch2;
  delete leaf_1;
  delete leaf_2;
  delete leaf_3;

  return 0;
}

Output.txt: Результат выполнения

Client: I've got a simple component:
RESULT: Leaf

Client: Now I've got a composite tree:
RESULT: Branch(Branch(Leaf+Leaf)+Branch(Leaf))

Client: I don't need to check the components classes even when managing the tree:
RESULT: Branch(Branch(Leaf+Leaf)+Branch(Leaf)+Leaf)

Теги

C++ / CppБанда четырех / Gang of Four / GoFКомпоновщик / CompositeОбъектно-ориентированное программирование (ООП)Паттерны проектирования / Design PatternsПрограммированиеСтруктурные паттерны

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.