Рынок платного ТВ Восточной Европы

Добавлено 20 мая 2019 в 23:11

Продолжаем серию публикаций, в которых рассказывается о том, как развивалась мировая индустрия платного телевидения в различных регионах последние 10 лет. Мы уже проанализировали мировые тенденции, а также рынки Западной Европы и Северной Америки. В этом материале мы подробнее расскажем о рынке Восточной Европы, важную роль на котором играет Россия.

Рынок платного ТВ Восточной Европы
Рынок платного ТВ Восточной Европы

Восточная Европа — гораздо менее просчитываемый регион, нежели, например, Северная Америка, к которой относятся только три государства — США, Канада и Мексика. Большое количество стран, каждая со свой спецификой, делает анализ статистических выкладок весьма затруднительным. 

Количество домохозяйств
Количество домохозяйств

Это видно уже из данных по количеству домохозяйств: тот факт, что Россия при всей ее географической протяженности относится к Восточной Европе, делает статистическую картину достаточно предсказуемой. На графике приведены данные общего количества домохозяйств для трех стран, откуда видно, что Россия вносит основную лепту в статистику. Если брать данные по телевизионным домохозяйствам, то там картина точно такая же, поэтому мы привели здесь только общее количество SD-, HD- и UHD-домохозяйств. Из графика мы видим, что к старту HD (к 2005 году) телевизионный охват приближается к 90% (89%). Потом охват SD-вещанием начинает падать, а HD — расти. UHD пока не повлиял на статистику Восточной Европы. 

Аналоговый кабель. Количество абонентов
Аналоговый кабель. Количество абонентов

Аналоговый кабель предсказуемо выходит на пик в 2006—2010 годах и дальше падает. Интересно, что в России пик достигается на два-три года позже пика показателя по всем странам и после каждой из других стран в отдельности.

Цифровой кабель, SD. Количество абонентов
Цифровой кабель, SD. Количество абонентов

Цифровой SD-кабель растет, но уже наметился его спад. Правда, нужно учитывать, что данные начиная с 2018 года являются прогнозными.

Цифровой кабель, HD. Количество абонентов
Цифровой кабель, HD. Количество абонентов

У HD-кабеля спада пока не намечается, но явно заметно уменьшение скорости роста и выход на плато. И к 2022 году должно примерно уравняться количество абонентов во всех трех кабельных технологиях.

Спутник, SD. Количество абонентов
Спутник, SD. Количество абонентов
Спутник, HD. Количество абонентов
Спутник, HD. Количество абонентов

А для спутника картина совершенно аналогична той, которая наблюдается в Северной Америке. То есть SD-абоненты переходят на HD. И опять российский пик отстает от остальных на 2-3 года. Очевидно, что насытить российский рынок гораздо труднее, чем рынки Польши, Венгрии и остальных стран.

IPTV, SD. Количество абонентов
IPTV, SD. Количество абонентов
IPTV, HD. Количество абонентов
IPTV, HD. Количество абонентов

Падение HD-IPTV-абонентов (опять же, заметим, прогнозируемое) можно объяснить только влиянием ОТТ-сервисов. Если абонент переходит со старого сервиса на какой-либо новый, он с большой вероятностью выберет ОТТ. Эта тенденция прослеживается по отчетам американских операторов, нет причин, чтобы она не сработала в Восточной Европе.

Эфирное вещание (именно платное), что SD, что HD, вместе набирает на пике чуть более 1 млн абонентов и на общую картину не влияет.

Выручка операторов от платного телевидения
Выручка операторов от платного телевидения

При том, что российские операторы доминируют по количеству абонентов, по выручке они находятся не на первых позициях. В первую пятерку вошли два российских оператора — «Триколор» и «Ростелеком», которые за прошедшее десятилетие заметно сократили отставание от европейских коллег.

Восточноевропейский рынок в общем и целом следует общим трендам, которые задает рынок североамериканский. За одним исключением: пока не наблюдается серьезного общего уменьшения аудитории спутникового ТВ. Очевидно, это происходит из-за присутствия в статистике России, где большинство абонентов проживают в местах, где высокоскоростной интернет-доступ затруднен или отсутствует.

Теги

IPTVАналоговое телевидениеКабельное телевидениеПлатное телевидениеРостелекомСпутниковое телевидениеТВТелевидениеТриколорЦифровое телевидениеЭкономика

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.