Платное телевидение: картина мира

Добавлено16 мая 2019 в 13:09

Индустрия платного телевидения испытывает нешуточные потрясения, поэтому интересно проанализировать, как эта отрасль развивалась последние десять лет во всем мире. Возможно, какие-либо тенденции и закономерности покажут нам, что именно творится с ней сейчас и чего от нее можно ждать впоследствии.

Платное телевидение: картина мира
Платное телевидение: картина мира

Рассмотрим динамику показателей индустрии за последние десять лет, за такой срок все существующие тенденции проявились отчетливо. А более давние подвижки рынка уже вряд ли повлияют на его настоящее и будущее.

Если взять информацию по всему миру, то за десятилетие само количество охваченных телевидением (по любой технологии) домохозяйств выросло на 22% (см. график 1).

Рисунок 1 – Количество домохозяйств, охваченных ТВ-услугой в мире, млрд
Рисунок 1 – Количество домохозяйств, охваченных ТВ-услугой в мире, млрд

При том, что само количество домохозяйств выросло только на 16% (см. график 2).

Рисунок 2 – Общее количество домохозяйств в мире, млрд
Рисунок 2 – Общее количество домохозяйств в мире, млрд

То есть увеличение количества охваченных ТВ домохозяйств идет быстрее, чем увеличение числа домохозяйств вообще. Поэтому растет и процент проникновения телевидения (см. график 3).

Рисунок 3 – Процент проникновения телевидения
Рисунок 3 – Проникновение телевидения во всем мире, %

При этом проникновение платного ТВ выросло на 16%. И если мы сравним с предыдущим графиком, то увидим, что оно существенно обогнало рост проникновения телевидения вообще (см. график 4).

Рисунок 4 – Проникновение платного телевидения во всем мире, %
Рисунок 4 – Проникновение платного телевидения во всем мире, %

Таким образом, за десять лет выросла база развития платного ТВ, и индустрия этим воспользовалась. Это отразилось и на выручке операторов, которая выросла почти на 29% (см. график 5).

Рисунок 5 – Суммарная выручка платных ТВ операторов, млн долл. США
Рисунок 5 – Суммарная выручка платных ТВ операторов, млн долл. США

Теперь сравним по регионам. Если посмотреть на общее количество домохозяйств, станет очевидно, что наилучшими регионами для развития телевидения (см. таблицу 1) вообще и платного в частности являются Западная Европа, Северная Америка и Юго-Восточная Азия. Но имея наибольшее количество домохозяйств, эти регионы развиваются совершенно по-разному из-за различных стартовых условий.

Таблица 1. Общее количество домохозяйств по регионам, млн д/х
Регион \ Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Африка 94,8 97,12 99,76 102,42 105,15 107,93 110,79 113,65 116,5 119,38 122,28
Ближний Восток 45,9 46,94 47,92 48,87 50,07 51,19 51,8 52,81 53,77 54,73 55,69
Восточная Европа 120,84 121,48 122,07 122,68 123,41 124,08 124,76 125,35 125,98 126,53 127,05
Западная Европа 173,99 175,12 176,86 177,50 178,87 180,04 181,33 182,72 184,14 185,47 186,75
Северная Америка 154,4 155,92 157,21 158,4 159,86 160,89 162,1 163,64 165,33 167,22 169,23
Тихий океан 9,76 9,96 10,15 10,33 10,51 10,68 10,85 11,02 11,2 11,37 11,54
Юго-Восточная Азия 870,21 887,23 904,5 921,44 937,98 954,26 970,84 987,56 1004,7 1021,7 1038,09
Южная Америка 97,14 98,97 100,84 102,48 104,02 105,56 107,1 108,64 110,16 111,69 113,2

Северная Америка и Западная Европа — это те регионы, где платное телевидение (и телевидение вообще) и зародилось как бизнес, как индустрия, и начало развиваться раньше, чем где бы то ни было. И эфирное телевидение, и кабельное, и спутниковое, и IPTV, и онлайн-вещание — все эти сектора развивались изначально в данных регионах как экспериментальные технологии, а потом и в качестве полноценных сервисов.

Поэтому на оба рынка в той или иной степени ориентируются все остальные, несмотря на то, что стопроцентного подобия и повторения не наблюдается, но общие тенденции так или иначе повторяются. К 2008 году рынки этих регионов установились уже давно и были достаточно развиты, но при этом дальнейшая динамика их развития различна (см. таблицу 2). Скорее всего дело в разном развитии стран Западной Европы, и этот вопрос мы обязательно рассмотрим подробнее в последующих материалах.

Таблица 2. Суммарная аудитория платных ТВ-операторов, млн д/х
Регион \ Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Африка 3,54 4,17 4,98 6,33 7,74 9,55 10,94 13,558 15,93 17,86 19,41
Ближний Восток 6,86 7,31 8,12 8,63 9,64 10,5 11,1 11,475 12,1 11,94 12,7
Восточная Европа 49,77 54,57 58,36 63,85 68,23 71,91 74,65 77,501 80,17 83,09 84,98
Западная Европа 92,32 97,75 100,47 108,52 110,44 112,51 116,14 117,924 119,66 121,38 122,27
Северная Америка 116,23 119,14 121,62 123,71 125,33 126,87 128,74 128,875 128,17 124,38 121,85
Тихий океан 2,96 3,04 3,09 3,16 3,24 3,49 3,73 4,081 4,38 4,34 4,34
Юго-Восточная Азия 327,24 355,94 391,57 429,03 466,87 496,14 522,27 551,610 596,84 629,61 655,88
Южная Америка 20,38 22,34 26,09 30,61 35,89 39,81 42,68 43,610 43,9 44,26 44,53
Общий итог 619,3 664,25 714,29 773,83 827,38 870,79 910,23 948,634 1001,16 1036,86 1065,96

И здесь мы наблюдаем, что при большем охвате Северная Америка демонстрирует более низкую динамику. Аудитория платного ТВ в Северной Америке выросла на 4% (при общем росте количества домохозяйств в целом и телевизионных домохозяйств на 10%). В Западной Европе картина иная: аудитория платного ТВ выросла на 32%, тогда как количество домохозяйств вообще выросло на 7%, а количество телевизионных домохозяйств — на 8%. Африка, у которой рост аудитории платного ТВ больше всех (в 5,5 раз) — хорошая иллюстрация эффекта низкого старта: при крайне низких показателях вначале гораздо проще добиться высоких показателей роста. И особенно по данным проникновения платного телевидения.

Развитые рынки вплотную подошли к насыщению, и темп развития постепенно тормозится. Африка же, стартовавшая со скромных 6%, увеличила аудиторию и проникновение в разы.

Но как только мы посмотрим на доходы операторов (см. таблицу 4), то магия хорошей динамики сразу исчезает, потому что сразу становится понятно (см. таблицу 5), кто зарабатывает основные деньги.

Таблица 3. Проникновение телевидения, %
Регион \ Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Африка 65 66 67 69 70 70 70 70 70 70 70
Ближний Восток 92 93 93 93 94 94 94 94 94 95 95
Восточная Европа 92 93 95 96 97 97 97 97 97 97 97
Западная Европа 97 98 98 98 98 98 98 98 98 98 98
Северная Америка 98 98 98 98 98 98 98 98 98 98 98
Тихий океан 98 99 99 99 99 99 99 99 99 99 99
Юго-Восточная Азия 75 76 77 78 79 79 80 80 80 80 81
Южная Америка 94 94 95 95 95 96 96 96 96 96 96
Таблица 4. Проникновение платного телевидения, %
Регион \ Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Африка 6 7 7 9 10 13 14 17 19 21 23
Ближний Восток 16 17 18 19 21 22 23 23 24 23 24
Восточная Европа 45 48 50 54 57 60 62 64 66 68 69
Западная Европа 54 57 58 63 63 64 65 66 66 67 67
Северная Америка 77 78 79 80 80 80 81 80 79 76 73
Тихий океан 31 31 31 31 31 33 35 37 40 39 38
Юго-Восточная Азия 50 53 56 60 63 66 68 70 74 77 78
Южная Америка 22 24 27 31 36 39 42 42 41 41 41
Таблица 5. Суммарная выручка платных ТВ-операторов, млн $
Регион \ Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Африка 2,11 2,31 3,04 3,62 4,45 4,52 3,86 3,73 3,66 4,02 4,36
Ближний Восток 8,59 8,27 9,94 10,33 10,15 10,68 10,42 9,94 9,65 9,73 10,36
Восточная Европа 17,01 13,08 14,23 16,31 15,96 16,78 15,92 11,88 12,02 13,75 14,55
Западная Европа 98,61 90,34 92,4 99,50 92,97 96,58 99,82 86,98 85,31 87,51 88,99
Северная Америка 149,63 148,53 160,7 170,11 176,71 184,03 190,88 192,17 197,42 198,05 199,1
Тихий океан 6,13 5,61 7,23 8,1 8,2 8 7,57 6,32 6,19 6,47 6,51
Юго-Восточная Азия 62,19 65,24 76,24 88,36 96,53 94,41 100,98 97,15 100,55 102,69 106,22
Южная Америка 16,36 16,95 21,82 27,01 28,90 30,78 30,72 26,87 22,89 26,09 34,28
Общий итог 360,64 350,34 385,6 423,34 433,88 445,78 460,18 435,05 437,7 448,32 464,37

Рынок Юго-Восточной Азии в общем и целом повторяет путь рынка Западной Европы и по стартовым позициям, и по темпам развития. Но ввиду гораздо большей потенциальной аудитории (и вообще количества проживающих людей) этот рынок в итоге вышел на большие показатели как по размеру аудитории, так и по получаемой выручке. Имея самую большую базу для развития, несмотря на уже достаточно высокий процент проникновения, этот рынок и сегодня считается одним из наиболее привлекательных. Наибольшее внимание приковывает рынок Южной Америки: хорошая динамика развития и высокий потенциал, при этом платежеспособность населения выше, чем в Африке. Именно поэтому операторы платного ТВ из США в последнее время рассматривают страны Южной и Латинской Америк как основную точку роста.

Восточная Европа — отдельный разговор, поскольку по представленным данным однозначные выводы сделать затруднительно. В эти данные включены сведения и по российскому рынку, который довольно сильно отличается от всех прочих стран региона. Детально мы поговорим о нем в следующих материалах, где рассмотрим отдельно рынок России и прочих восточноевропейских стран.

Общий взгляд на развитие индустрии платного ТВ за последние десять лет говорит нам, что потенциал у нее еще есть, и немалый. Но, разумеется, столь поверхностный обзор дает только самое приблизительное представление о ней. В следующих статьях мы подвергнем данные по каждому региону более глубокому и детальному разбору, конкретизируя информацию по странам и компаниям. К концу этой серии материалов мы предоставим подробную и конкретную картину отрасли.

Теги

Платное телевидениеТВТелевидениеЭкономика