Платное телевидение: картина мира

Добавлено 16 мая 2019 в 13:09

Индустрия платного телевидения испытывает нешуточные потрясения, поэтому интересно проанализировать, как эта отрасль развивалась последние десять лет во всем мире. Возможно, какие-либо тенденции и закономерности покажут нам, что именно творится с ней сейчас и чего от нее можно ждать впоследствии.

Платное телевидение: картина мира
Платное телевидение: картина мира

Рассмотрим динамику показателей индустрии за последние десять лет, за такой срок все существующие тенденции проявились отчетливо. А более давние подвижки рынка уже вряд ли повлияют на его настоящее и будущее.

Если взять информацию по всему миру, то за десятилетие само количество охваченных телевидением (по любой технологии) домохозяйств выросло на 22% (см. график 1).

Рисунок 1 – Количество домохозяйств, охваченных ТВ-услугой в мире, млрд
Рисунок 1 – Количество домохозяйств, охваченных ТВ-услугой в мире, млрд

При том, что само количество домохозяйств выросло только на 16% (см. график 2).

Рисунок 2 – Общее количество домохозяйств в мире, млрд
Рисунок 2 – Общее количество домохозяйств в мире, млрд

То есть увеличение количества охваченных ТВ домохозяйств идет быстрее, чем увеличение числа домохозяйств вообще. Поэтому растет и процент проникновения телевидения (см. график 3).

Рисунок 3 – Процент проникновения телевидения
Рисунок 3 – Проникновение телевидения во всем мире, %

При этом проникновение платного ТВ выросло на 16%. И если мы сравним с предыдущим графиком, то увидим, что оно существенно обогнало рост проникновения телевидения вообще (см. график 4).

Рисунок 4 – Проникновение платного телевидения во всем мире, %
Рисунок 4 – Проникновение платного телевидения во всем мире, %

Таким образом, за десять лет выросла база развития платного ТВ, и индустрия этим воспользовалась. Это отразилось и на выручке операторов, которая выросла почти на 29% (см. график 5).

Рисунок 5 – Суммарная выручка платных ТВ операторов, млн долл. США
Рисунок 5 – Суммарная выручка платных ТВ операторов, млн долл. США

Теперь сравним по регионам. Если посмотреть на общее количество домохозяйств, станет очевидно, что наилучшими регионами для развития телевидения (см. таблицу 1) вообще и платного в частности являются Западная Европа, Северная Америка и Юго-Восточная Азия. Но имея наибольшее количество домохозяйств, эти регионы развиваются совершенно по-разному из-за различных стартовых условий.

Таблица 1. Общее количество домохозяйств по регионам, млн д/х
Регион \ Год20082009201020112012201320142015201620172018
Африка94,897,1299,76102,42105,15107,93110,79113,65116,5119,38122,28
Ближний Восток45,946,9447,9248,8750,0751,1951,852,8153,7754,7355,69
Восточная Европа120,84121,48122,07122,68123,41124,08124,76125,35125,98126,53127,05
Западная Европа173,99175,12176,86177,50178,87180,04181,33182,72184,14185,47186,75
Северная Америка154,4155,92157,21158,4159,86160,89162,1163,64165,33167,22169,23
Тихий океан9,769,9610,1510,3310,5110,6810,8511,0211,211,3711,54
Юго-Восточная Азия870,21887,23904,5921,44937,98954,26970,84987,561004,71021,71038,09
Южная Америка97,1498,97100,84102,48104,02105,56107,1108,64110,16111,69113,2

Северная Америка и Западная Европа — это те регионы, где платное телевидение (и телевидение вообще) и зародилось как бизнес, как индустрия, и начало развиваться раньше, чем где бы то ни было. И эфирное телевидение, и кабельное, и спутниковое, и IPTV, и онлайн-вещание — все эти сектора развивались изначально в данных регионах как экспериментальные технологии, а потом и в качестве полноценных сервисов.

Поэтому на оба рынка в той или иной степени ориентируются все остальные, несмотря на то, что стопроцентного подобия и повторения не наблюдается, но общие тенденции так или иначе повторяются. К 2008 году рынки этих регионов установились уже давно и были достаточно развиты, но при этом дальнейшая динамика их развития различна (см. таблицу 2). Скорее всего дело в разном развитии стран Западной Европы, и этот вопрос мы обязательно рассмотрим подробнее в последующих материалах.

Таблица 2. Суммарная аудитория платных ТВ-операторов, млн д/х
Регион \ Год20082009201020112012201320142015201620172018
Африка3,544,174,986,337,749,5510,9413,55815,9317,8619,41
Ближний Восток6,867,318,128,639,6410,511,111,47512,111,9412,7
Восточная Европа49,7754,5758,3663,8568,2371,9174,6577,50180,1783,0984,98
Западная Европа92,3297,75100,47108,52110,44112,51116,14117,924119,66121,38122,27
Северная Америка116,23119,14121,62123,71125,33126,87128,74128,875128,17124,38121,85
Тихий океан2,963,043,093,163,243,493,734,0814,384,344,34
Юго-Восточная Азия327,24355,94391,57429,03466,87496,14522,27551,610596,84629,61655,88
Южная Америка20,3822,3426,0930,6135,8939,8142,6843,61043,944,2644,53
Общий итог619,3664,25714,29773,83827,38870,79910,23948,6341001,161036,861065,96

И здесь мы наблюдаем, что при большем охвате Северная Америка демонстрирует более низкую динамику. Аудитория платного ТВ в Северной Америке выросла на 4% (при общем росте количества домохозяйств в целом и телевизионных домохозяйств на 10%). В Западной Европе картина иная: аудитория платного ТВ выросла на 32%, тогда как количество домохозяйств вообще выросло на 7%, а количество телевизионных домохозяйств — на 8%. Африка, у которой рост аудитории платного ТВ больше всех (в 5,5 раз) — хорошая иллюстрация эффекта низкого старта: при крайне низких показателях вначале гораздо проще добиться высоких показателей роста. И особенно по данным проникновения платного телевидения.

Развитые рынки вплотную подошли к насыщению, и темп развития постепенно тормозится. Африка же, стартовавшая со скромных 6%, увеличила аудиторию и проникновение в разы.

Но как только мы посмотрим на доходы операторов (см. таблицу 4), то магия хорошей динамики сразу исчезает, потому что сразу становится понятно (см. таблицу 5), кто зарабатывает основные деньги.

Таблица 3. Проникновение телевидения, %
Регион \ Год20082009201020112012201320142015201620172018
Африка6566676970707070707070
Ближний Восток9293939394949494949595
Восточная Европа9293959697979797979797
Западная Европа9798989898989898989898
Северная Америка9898989898989898989898
Тихий океан9899999999999999999999
Юго-Восточная Азия7576777879798080808081
Южная Америка9494959595969696969696
Таблица 4. Проникновение платного телевидения, %
Регион \ Год20082009201020112012201320142015201620172018
Африка677910131417192123
Ближний Восток1617181921222323242324
Восточная Европа4548505457606264666869
Западная Европа5457586363646566666767
Северная Америка7778798080808180797673
Тихий океан3131313131333537403938
Юго-Восточная Азия5053566063666870747778
Южная Америка2224273136394242414141
Таблица 5. Суммарная выручка платных ТВ-операторов, млн $
Регион \ Год20082009201020112012201320142015201620172018
Африка2,112,313,043,624,454,523,863,733,664,024,36
Ближний Восток8,598,279,9410,3310,1510,6810,429,949,659,7310,36
Восточная Европа17,0113,0814,2316,3115,9616,7815,9211,8812,0213,7514,55
Западная Европа98,6190,3492,499,5092,9796,5899,8286,9885,3187,5188,99
Северная Америка149,63148,53160,7170,11176,71184,03190,88192,17197,42198,05199,1
Тихий океан6,135,617,238,18,287,576,326,196,476,51
Юго-Восточная Азия62,1965,2476,2488,3696,5394,41100,9897,15100,55102,69106,22
Южная Америка16,3616,9521,8227,0128,9030,7830,7226,8722,8926,0934,28
Общий итог360,64350,34385,6423,34433,88445,78460,18435,05437,7448,32464,37

Рынок Юго-Восточной Азии в общем и целом повторяет путь рынка Западной Европы и по стартовым позициям, и по темпам развития. Но ввиду гораздо большей потенциальной аудитории (и вообще количества проживающих людей) этот рынок в итоге вышел на большие показатели как по размеру аудитории, так и по получаемой выручке. Имея самую большую базу для развития, несмотря на уже достаточно высокий процент проникновения, этот рынок и сегодня считается одним из наиболее привлекательных. Наибольшее внимание приковывает рынок Южной Америки: хорошая динамика развития и высокий потенциал, при этом платежеспособность населения выше, чем в Африке. Именно поэтому операторы платного ТВ из США в последнее время рассматривают страны Южной и Латинской Америк как основную точку роста.

Восточная Европа — отдельный разговор, поскольку по представленным данным однозначные выводы сделать затруднительно. В эти данные включены сведения и по российскому рынку, который довольно сильно отличается от всех прочих стран региона. Детально мы поговорим о нем в следующих материалах, где рассмотрим отдельно рынок России и прочих восточноевропейских стран.

Общий взгляд на развитие индустрии платного ТВ за последние десять лет говорит нам, что потенциал у нее еще есть, и немалый. Но, разумеется, столь поверхностный обзор дает только самое приблизительное представление о ней. В следующих статьях мы подвергнем данные по каждому региону более глубокому и детальному разбору, конкретизируя информацию по странам и компаниям. К концу этой серии материалов мы предоставим подробную и конкретную картину отрасли.

Теги

Платное телевидениеТВТелевидениеЭкономика

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.