Рынок платного телевидения Западной Европы. Обзор
Ранее мы анализировали динамику развития индустрии платного ТВ за 10 лет во всем мире. Далее мы будем рассматривать региональные рынки и начнем с Западной Европы.
![Рынок платного телевидения Западной Европы. Обзор](/uploads/media/articles/0001/04/98ae9ea836039e6c412641d5f3df327cdabc26bc.jpeg)
Для анализа мы возьмем десятилетний период — с 2008 по 2018 год. Для удобства мы разделили Западную Европу на несколько стран и регионов: Австрия и Швейцария, Бенилюкс, Великобритания, Германия, Италия, Франция, остальные страны Южной Европы, Скандинавия.
Общее количество домохозяйств в Западной Европе с 2018 года выросло на 7% (см. График 1), это незначительный рост, поэтому можно считать, что все изменения в платном ТВ происходят не за счет прибавления новых абонентов, а за счет перетекания старых от одного оператора к другому.
![График 1. Общее количество допохозяйств в Западной Европе, млн домохозяйств](/uploads/media/articles/0001/04/bd6f2226544d5bf48b28538a6b6f7f01a0f2474b.jpeg)
Почти с той же динамикой (на 8%) изменяется и количество домохозяйств, охваченных ТВ по любой технологии. (см. График 2)
![График 2. Количество допохозяйств, охваченных любым ТВ в Западной Европе, млн домохозяйств](/uploads/media/articles/0001/04/a6b27dae9ec4338f0113b5e2d6c97bb056751251.jpeg)
Телевизионный охват (любым телевидением) за 10 лет не изменился и остается стабильно высоким (см. График 3).
![График 3. Проникновение телевидения по любой технологии в Западной Европе, %](/uploads/media/articles/0001/04/dab5d01d8106f326202c7d71e31d5ce199421e6e.jpeg)
Проникновение платного ТВ выросло на 12%, что для такого (см. График 4) стабильного рынка, при фактически не выросшей общей базе, со столь высоким проникновением ТВ, вообще довольно высокий показатель.
![График 4. Проникновение платного телевидения в Западной Европе, %](/uploads/media/articles/0001/04/c10cebd780407fb137b968429c666bb03ef0f0f6.jpeg)
Аудитория платного ТВ в Западной Европе выросла на 32% (см. График 5).
![График 5. Суммарная аудитория платных ТВ-операторов, млн домохозяйств](/uploads/media/articles/0001/04/6afdbae59512ecb509e67692d4cafbbf035afef5.jpeg)
Но столь высокий рост аудитории не сказался положительно на операторской выручке, которая упала почти на 10% (см. График 6).
![График 6. Суммарная выручка операторов, млрд $](/uploads/media/articles/0001/04/dd773c7425e7130f8febf999bae0f30f8cb454f6.jpeg)
Рассмотрим (см. График 7) по регионам. Динамика роста домохозяйств примерно одинакова — 8-9%, исключением является Германия, в которой рост составляет только 2%.
![График 7. Общее количество домохозяйств по регионам, млн](/uploads/media/articles/0001/04/d7034ad0ea31b806b122197b2a0f9b6cb108c551.jpeg)
Динамика количества телевизионных домохозяйств примерно та же — рост на 8—10% (см. График 8), и опять Германия (рост 5%) несколько отличается в меньшую сторону.
![График 8. Количество домохозяйств, охваченных телевещанием (любым), млн](/uploads/media/articles/0001/04/7add0e1af0c943298a295e85d36eccbfa3dddd19.jpeg)
А из следующего графика (см. График 9) мы видим, кто обеспечил Западной Европе столь неплохой рост аудитории платного ТВ при такой стабильной базе.
![График 9. Суммарная аудиторич платных ТВ-операторов, млн домохозяйств](/uploads/media/articles/0001/04/3b4e4921bd1306249264e4c2fadbfc05383ede3e.jpeg)
И здесь мы видим, что основной вклад в рост аудитории платного ТВ сделали Франция и страны Южной Европы. При том, что в Южной Европе аудитория нарастала плавно, во Франции мы наблюдаем скачок в 2010-2011 годах. И связан этот скачок, скорее всего, с запуском цифровых эфирных сервисов и онлайн-вещания.
По проникновению платного ТВ картина аналогична: плавный рост (см. График 10) во всех странах и резкий скачок на 20% в 2010-2011 годах во Франции. Пусть вас не удивляет проникновение более 100%, поскольку один человек может быть подписан на несколько сервисов — например, кабельное ТВ дома и мобильное ТВ на смартфоне.
![График 10. Проникновение платного ТВ в странах Западной Европы, %](/uploads/media/articles/0001/04/48e41eef0adc9b0fc466a5bf8e9d82b8cf63181c.jpeg)
Но на выручке операторов платного ТВ рост аудитории и процента проникновения (см. График 11) положительно не отразился. Выручка либо несильно росла, либо довольно ощутимо падала. Исключение составляют Австрия и Швейцария, где выручка скакнула за 10 лет на 45%. Во Франции также есть небольшой скачок выручки в 2010-2011 годах, но далее идет планомерный спад. Что интересно, в странах Южной Европы, где и аудитория платного ТВ, и его проникновение ровно нарастают за прошедшие 10 лет, выручка точно так же ровно падает.
![График 11. Суммарная выручка операторов платного ТВ, млрд $](/uploads/media/articles/0001/04/501ee0eec5654376a186eba2d2a5539113da4fd6.jpeg)
И наконец, еще один показатель: динамика выручки различных операторов (и телевизионных, и телеком). При том, что этот общая сумма (см. График 12) включает в себя самые различные показатели (выручку от аналоговых и цифровых сервисов, например), тем не менее какие-то общие тенденции отследить можно. Прежде всего — падение доходов спутниковых операторов и рост базы операторов IPTV и ОТТ. Например, можно сравнить динамику CanalSat (или Canal Plus) и Orange. Если по общему количеству мобильный оператор проигрывает, то по динамике однозначно опережает. Deutsche Telekom, очевидно, как и российские телеком-операторы, начал предоставлять своим абонентам контент, а также, видимо, скупать мелких операторов, и оба процесса ярко отразились на динамике.
![График 12. Выручка операторов (и телеком-, и телевизионных), млрд $](/uploads/media/articles/0001/04/014372b1ebac12e6aab466484dd4c5afd2788d64.jpeg)
Основной, самый очевидный вывод, который напрашивается при рассмотрении этих данных: на устоявшемся рынке, где мал приток новых абонентов, выигрывает тот оператор, который вовремя внедрил новые цифровые услуги. Второй вывод можно сделать, глядя на доминирующее положение Sky: наличие собственного качественного контента в большом количестве (чем и отличается Sky от остальных операторов) является ключевым фактором.