Рынок платного телевидения Западной Европы. Обзор

Добавлено 19 мая 2019 в 13:08

Ранее мы анализировали динамику развития индустрии платного ТВ за 10 лет во всем мире. Далее мы будем рассматривать региональные рынки и начнем с Западной Европы.

Рынок платного телевидения Западной Европы. Обзор
Рынок платного телевидения Западной Европы. Обзор

Для анализа мы возьмем десятилетний период — с 2008 по 2018 год. Для удобства мы разделили Западную Европу на несколько стран и регионов: Австрия и Швейцария, Бенилюкс, Великобритания, Германия, Италия, Франция, остальные страны Южной Европы, Скандинавия.

Общее количество домохозяйств в Западной Европе с 2018 года выросло на 7% (см. График 1), это незначительный рост, поэтому можно считать, что все изменения в платном ТВ происходят не за счет прибавления новых абонентов, а за счет перетекания старых от одного оператора к другому.

График 1. Общее количество допохозяйств в Западной Европе, млн домохозяйств
График 1. Общее количество допохозяйств в Западной Европе, млн домохозяйств

Почти с той же динамикой (на 8%) изменяется и количество домохозяйств, охваченных ТВ по любой технологии. (см. График 2)

График 2. Количество допохозяйств, охваченных любым ТВ в Западной Европе, млн домохозяйств
График 2. Количество допохозяйств, охваченных любым ТВ в Западной Европе, млн домохозяйств

Телевизионный охват (любым телевидением) за 10 лет не изменился и остается стабильно высоким (см. График 3).

График 3. Проникновение телевидения по любой технологии в Западной Европе, %
График 3. Проникновение телевидения по любой технологии в Западной Европе, %

Проникновение платного ТВ выросло на 12%, что для такого (см. График 4) стабильного рынка, при фактически не выросшей общей базе, со столь высоким проникновением ТВ, вообще довольно высокий показатель.

График 4. Проникновение платного телевидения в Западной Европе, %
График 4. Проникновение платного телевидения в Западной Европе, %

Аудитория платного ТВ в Западной Европе выросла на 32% (см. График 5).

График 5. Суммарная аудитория платных ТВ-операторов, млн домохозяйств
График 5. Суммарная аудитория платных ТВ-операторов, млн домохозяйств

Но столь высокий рост аудитории не сказался положительно на операторской выручке, которая упала почти на 10% (см. График 6).

График 6. Суммарная выручка операторов, млрд $
График 6. Суммарная выручка операторов, млрд $

Рассмотрим (см. График 7) по регионам. Динамика роста домохозяйств примерно одинакова — 8-9%, исключением является Германия, в которой рост составляет только 2%.

График 7. Общее количество домохозяйств по регионам, млн
График 7. Общее количество домохозяйств по регионам, млн

Динамика количества телевизионных домохозяйств примерно та же — рост на 8—10% (см. График 8), и опять Германия (рост 5%) несколько отличается в меньшую сторону.

График 8. Количество домохозяйств, охваченных телевещанием (любым), млн
График 8. Количество домохозяйств, охваченных телевещанием (любым), млн

А из следующего графика (см. График 9) мы видим, кто обеспечил Западной Европе столь неплохой рост аудитории платного ТВ при такой стабильной базе.

График 9. Суммарная аудиторич платных ТВ-операторов, млн домохозяйств
График 9. Суммарная аудиторич платных ТВ-операторов, млн домохозяйств

И здесь мы видим, что основной вклад в рост аудитории платного ТВ сделали Франция и страны Южной Европы. При том, что в Южной Европе аудитория нарастала плавно, во Франции мы наблюдаем скачок в 2010-2011 годах. И связан этот скачок, скорее всего, с запуском цифровых эфирных сервисов и онлайн-вещания.

По проникновению платного ТВ картина аналогична: плавный рост (см. График 10) во всех странах и резкий скачок на 20% в 2010-2011 годах во Франции. Пусть вас не удивляет проникновение более 100%, поскольку один человек может быть подписан на несколько сервисов — например, кабельное ТВ дома и мобильное ТВ на смартфоне.

График 10. Проникновение платного ТВ в странах Западной Европы, %
График 10. Проникновение платного ТВ в странах Западной Европы, %

Но на выручке операторов платного ТВ рост аудитории и процента проникновения (см. График 11) положительно не отразился. Выручка либо несильно росла, либо довольно ощутимо падала. Исключение составляют Австрия и Швейцария, где выручка скакнула за 10 лет на 45%. Во Франции также есть небольшой скачок выручки в 2010-2011 годах, но далее идет планомерный спад. Что интересно, в странах Южной Европы, где и аудитория платного ТВ, и его проникновение ровно нарастают за прошедшие 10 лет, выручка точно так же ровно падает.

График 11. Суммарная выручка операторов платного ТВ, млрд $
График 11. Суммарная выручка операторов платного ТВ, млрд $

И наконец, еще один показатель: динамика выручки различных операторов (и телевизионных, и телеком). При том, что этот общая сумма (см. График 12) включает в себя самые различные показатели (выручку от аналоговых и цифровых сервисов, например), тем не менее какие-то общие тенденции отследить можно. Прежде всего — падение доходов спутниковых операторов и рост базы операторов IPTV и ОТТ. Например, можно сравнить динамику CanalSat (или Canal Plus) и Orange. Если по общему количеству мобильный оператор проигрывает, то по динамике однозначно опережает. Deutsche Telekom, очевидно, как и российские телеком-операторы, начал предоставлять своим абонентам контент, а также, видимо, скупать мелких операторов, и оба процесса ярко отразились на динамике.

График 12. Выручка операторов (и телеком-, и телевизионных), млрд $
График 12. Выручка операторов (и телеком-, и телевизионных), млрд $

Основной, самый очевидный вывод, который напрашивается при рассмотрении этих данных: на устоявшемся рынке, где мал приток новых абонентов, выигрывает тот оператор, который вовремя внедрил новые цифровые услуги. Второй вывод можно сделать, глядя на доминирующее положение Sky: наличие собственного качественного контента в большом количестве (чем и отличается Sky от остальных операторов) является ключевым фактором.

Теги

IPTVАналоговое телевидениеКабельное телевидениеПлатное телевидениеСпутниковое телевидениеТВТелевидениеЦифровое телевидениеЭкономика

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.