Низкоорбитальные спутниковые группировки: LeoSat
Вторая статья из серии обзора рынка спутниковых операторов широкополосного доступа, использующих или планирующих использование низкоорбитальных спутниковых группировок. Обзор компании LeoSat.
Предыдущие статьи из серии:
Часть 2. Компания LeoSat
- Дата и место рождения
2013 год, Вашингтон, США.
- Родители
Клиф Андерс (Cliff Anders) и Фил Малар (Phil Marlar), оба бывшие топы нефтегазовой сервисной компании Schlumberger.
- Сайт
- Размер спутниковой группировки
84 спутника (78 рабочих и 6 резервных, в перспективе до 108) в 6 плоскостях на полярной орбите (то есть, спутник летает через оба полюса Земли поперек экватора), на высоте 1400 километров над Землей.
- Технологический партнер/изготовитель спутников
Thales Alenia Space (Франция-Испания).
- Сложность и стоимость ИСЗ
Высокая.
- Основные инвесторы
Спутниковые операторы Sky Perfect JSAT (Япония), HISPASAT (Испания). Надо отметить, что оба указанных оператора не относятся к грандам и, возможно, в отсутствие возможности создать свой собственный проект решили поучаствовать "малой кровью" в чужом проекте, дабы не чувствовать себя совсем уж на обочине прогресса. Тем не менее, присутствуя на достаточно богатых рынках Испании, Латинской Америки и Японии они могут помочь в маркетинге услуг LeoSat. Если таковые появятся на свет.
- Примерная стоимость необходимых инвестиций
3,6 млрд долларов, из них 1,2 млрд должны дать акционеры, а остальное - займ на рынке.
- Используемые диапазоны частот
Ка диапазон (18/30 ГГц).
- Наличие межспутниковой связи
ДА, лазерные оптические линки на скоростях до 10 Гбит.
- Скорости, получаемые абонентом
От 50 Мбит до 1,6 гбит.
- Зона (физическая) предоставления услуг
Глобальная, весь земной шар.
- Наземная инфраструктура (гейтвеи)
Один или два (основной и резервный), что обеспечивает, по мнению LeoSat, высочайшую кибербезопасность сети.
- Антенна для наземного терминала
Плоская, площадью примерно 1 метр2 с фазированной решеткой, производитель Phasor. Стоимость на сегодня много более 10 000 долларов.
- Технологический партнер по наземной инфраструктуре и центру управления сетью (NMS)
Не известен (скорее всего, его просто пока нет).
- На каких ракетах это полетит в космос
НЕИЗВЕСТНО... (возможная причина в том, что для бронирования пусков необходима предоплата, которая достигает иногда 30%. Если таких денег нет, то бессмысленно вести переговоры с владельцами ракет).
- Лицензии и разрешения
- Получено разрешение FCC (Федеральная комиссия по связи США). Заявка подана в ноябре 2016 года, одобрена ноябре 2018 года. Обеспечивает возможность подачи заявки на координацию сети в ITU и право предоставления коммерческих услуг на территории США (и возможно Центральной Америки).
- Имеется приоритетная заявка от 2014 года в ITU (Международный союз электросвязи) на глобальный Ка диапазон, обеспечивающая LeoSat приоритет относительно всех других операторов (согласно заявлению самого LeoSat).
- Дата первого запуска
2 тестовых ИСЗ (Early Bird) – 2019 год, развертывание сети с 2021 по 2022 год. По последним данным, по финансовым соображениям запуск тестовых ИСЗ отменен и заменен наземными испытаниями.
- Партнеры по маркетингу и продажам
Якобы имеется один "глобальный оператор", в котором подозревают GlobeComm, однако полгода назад эта компания была приобретена "СпидКастом", интерес которого к проекту LeoSat неизвестен.
- Присутствие в России
Никакого. И, судя по принципиальному отсутствию достаточного числа наземных Гейтвеев, то есть, невозможности выполнить требования по СОРМ, официального прихода LeoSat в Россию ожидать не стоит.
- Кому это надо?
Считается что LeoSat имеет самую вменяемую бизнес-модель, ориентируется на транснациональные компании (видимо, в первую очередь нефтегазовые) и предлагает им создать корпоративную сеть в космосе, полностью независимую от местных операторов и, в силу минимума гейтвеев и отсутствия точек входа в публичный интернет, максимально кибербезопасную. Для этого LeoSat пошел на очень мощные каналы межспутниковой связи, что сильно усложняет конструкцию ИСЗ. То есть, информация из буровых платформ у побережья Африки или из представительства в джунглях, минуя всех местных провайдеров и вождей племен, уйдет в небеса и через несколько десятков миллисекунд достигнет Техаса или Лондона.
Данная бизнес-модель позволяет не переживать за стоимость наземного терминала - тут все, что дешевле Мерседеса Е-класса это "ни о чем". Так же тут можно сильно не переживать за разрешения (лицензии) местных органов на работу на территории страны – далее 12 миль от берега начинается свободный мир.
- Общий вывод
Если будут деньги, что-то может и получиться. А денег, похоже, у LeoSat пока нет. Но зато планы – даже можно сказать ПЛАНЫ – да, они есть!