Рынок платного ТВ преодолел рубеж в 100 млрд рублей
Рынок
Переход на цифровое эфирное вещание не привел к обвалу рынка платного ТВ – рост абонентской базы продолжился, хотя и более медленными темпами: 1,7% против 3,3% годом ранее. Основным источником роста стало подключение интернет-провайдерами своих ШПД абонентов к платному ТВ в пакете с интернет-доступом и, у ряда операторов, с мобильной связью (так называемые конвергентные пакетные предложения). Число абонентов по итогам года составило 45 млн, проникновение превысило 79%.
Как и в прошлые годы, динамика выручки оказалась значительно выше темпов роста абонентской базы и составила 10%: объем рынка превысил отметку 100 млрд, достигнув 104 млрд рублей. Это в 2 раза меньше, чем рынок интернет-доступа и почти в 10 раз меньше рынка сотовой связи.
Причиной роста рынка стали ежегодное повышение тарифов и увеличение в структуре абонентской базы доли высокодоходных абонентов (отток пользователей аналогового КТВ, рост числа абонентов IPTV и цифрового КТВ). Средний счет на абонента за год увеличился на 13 рублей и составил 193 рубля без НДС.
Технологии
Из трех технологий платного ТВ только в сегменте IPTV наблюдался заметный рост. К услуге за год подключились еще 0,5 млн абонентов, почти половина из них – пользователи Ростелекома. Доля локальных операторов в приросте составила 12%: многие из них начали предлагать своим абонентам такие IPTV решения как "Смотрёшка", "24 часа ТВ".
Рост рынка спутникового ТВ замедлился, причем происходил он почти исключительно за счет одного оператора – МТС. Крупнейшие спутниковые операторы – "Триколор" и "Орион", хотя и демонстрировали положительную динамику в течение года, но так и не смогли вернуться к максимальным показателям прошлых лет.
В сегменте кабельного ТВ отток впервые составил не десятые доли процента, а почти 2%, абонентская база сократилась на 360 тыс. Снижение наблюдалось как у федеральных операторов КТВ, так и у небольших локальных.
Единственным крупным оператором, показавшим положительную динамику, стала компания МТС, активно продвигавшая в 2019 году платное ТВ в пакете с другими телекомуслугами, в том числе с мобильной связью.
По итогам года в структуре абонентской базы на 2 п.п. выросла доля IPTV, отобравшего по 1 п.п. у других технологий. В структуре выручки доля IPTV увеличилась на 1 п.п., на столько же сократилась доля КТВ.
Рост среднерыночного ARPU в 2019 году происходил во всех сегментах, традиционно более других (на 16 рублей) он вырос в IPTV. Продолжает расти средний счет в самой "недорогой" для абонента технологии – спутниковом ТВ, как следствие того, что операторы переместили фокус развития с новых подключений на повышение доходности существующих абонентов. В кабельном ТВ рост ARPU был вызван как повышением тарифов, ежегодно проводимым многими городскими сетями, так и оттоком в самом низкодоходном сегменте – аналоговом КТВ.
Операторы
Рынок платного ТВ продолжает укрупняться: доля игроков, не входящих в топ-5, снизилась до 26%. Начиная с 2017 года их суммарная абонентская база неуклонно сокращается – за счет сделок M&A, ухода с рынка мелких операторов, оттока в кабельном ТВ.
Среди федеральных операторов, входящих в топ-5, только два продемонстрировали в 2019 году заметную положительную динамику. Компания МТС увеличила число пользователей на 250 тыс., в первую очередь за счет подключений к спутниковому ТВ – на них пришлось более 2/3 прироста. Продолжался также рост абонентской базы IPTV в Москве – несмотря на насыщение рынка, МГТС удалось увеличить число клиентов на 38 тыс. и повысить свою долю в столице до 12%. По общему числу абонентов в России МТС в 2019 году вышла на третье место, обойдя "ЭР-Телеком", доля компании увеличилась с 8% до 9%.
По предварительным оценкам "ТМТ Консалтинг", абонентская база Ростелекома выросла за год на 130 тыс. благодаря в первую очередь новым подключениям к IPTV. Компания росла также за счет приобретений, крупнейшим из которых стал приморский "АльянсТелеком". В то же время на общей динамике оператора негативно сказался отток абонентов КТВ в обеих столицах.
"ЭР-Телекому" только в IV квартале удалось немного нарастить абонентскую базу за счет приобретения нескольких небольших провайдеров.
Крупнейший российский оператор – спутниковый "Триколор" – сосредоточил усилия на повышении доходности. Несмотря на практически не изменившуюся абонентскую базу, компании, по оценкам "ТМТ Консалтинг", удалось в 2019 году увеличить выручку более чем на 10%. "Триколор" продолжает активно работать в В2В сегменте: за год число его корпоративных пользователей выросло на треть.
Другой спутниковый оператор, "Орион", замыкающий топ-5, несмотря на положительную динамику во II–IV кварталах, не смог вернуться к показателям конца 2018 года, когда абонентская база насчитывала 3,14 млн. Выручка оператора от предоставления услуги спутникового ТВ имеет тенденцию к сокращению.
Регионы
Проникновение услуги платного ТВ продолжает расти в восточных регионах, где еще имеется рыночный потенциал. В Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, где проникновение близко к 80% либо превышает этот показатель, рост практически остановился. На снижение уровня проникновения услуги в Дальневосточном федеральном округе в 2019 году повлиял перевод двух регионов – Бурятии и Забайкальского края – из состава СФО в состав ДВФО.
Разница в средней стоимости услуги в разных регионах высока и составляет 75 рублей между югом с самой большой среди федеральных округов долей спутникового ТВ и Дальним Востоком, где высока доля более высокодоходного IPTV.
За год средний счет на услугу вырос во всех федеральных округах: меньше всего в Сибири (на 2 рубля), больше всего – на Дальнем Востоке (на 29 рублей), что также связано с ротацией регионов внутри этих округов.
Прогнозы
По прогнозам "ТМТ Консалтинг", в 2020-м положительный тренд в динамике абонентской базы сохранится, однако рост составит всего 0,3– 0,6%. Как и годом ранее, рост будет происходить в основном за счет подключений к IPTV в пакете с другими услугами. В дальнейшем можно ожидать стагнации абонентской базы. Проникновение приблизилось к отметке 80% – показатель, характерный для развитых рынков. Возрастающее конкурентное давление на рынок операторского платного ТВ оказывает развитие ОТТ видеосервисов, онлайн вещание телеканалов.
Можно ожидать, что темпы роста выручки снизятся до 6,0%, объем рынка по итогам 2020 года превысит 110 млрд рублей.