Обзор телевизионного рынка Дальнего Востока России

Добавлено 1 июля 2018 в 22:59

Дальний Восток во многом особенный регион России. Огромная территория, на которой проживает всего 5% населения страны, отсутствие городов-миллионников и небольшая плотность населения делают его малопривлекательным для бизнес-инвестиций. Несмотря на это, за последние годы на рынок услуг платного телевидения региона вышло несколько федеральных операторов, и в крупных городах им пришлось столкнуться с ощутимой конкуренцией со стороны локальных компаний.

Обзор телевизионного рынка Дальнего Востока России
Обзор телевизионного рынка Дальнего Востока России

Уровень развития

По данным ИАА TelecomDaily, на Дальнем Востоке проникновение платного ТВ существенно ниже, чем в других российских регионах. Если в целом по стране цифра составляет 74%, то на Дальнем Востоке этот показатель находится на уровне 59%. Одна из причин заключается в том, что местные операторы кабельного ТВ концентрируются на развитии своего бизнеса в основном в крупных городах, а обеспечение ТВ-вещанием удаленных населенных пунктов легло на плечи федеральных компаний. Это формирует спрос на спутниковую связь за пределами административных центров.

В целом в Дальневосточном регионе спутниковым ТВ пользуется менее 400 тыс. домохозяйств. Из них существенная часть приходится на оператора «Орион» (торговая марка «Телекарта»), который вышел на этот рынок раньше других федеральных компаний. «НТВ-Плюс» и МТС запустили свои услуги позже, и пока их рыночная доля существенно ниже.

Что касается вещания общедоступного цифрового телевидения, то его охват, по данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи), на сегодня достигает 98% жителей региона. Речь идет о каналах первого мультиплекса. Второй мультиплекс ведомство обещает запустить для всех телезрителей к началу 2019 года.

На территории региона построено 700 передающих телевизионных станций. В европейской части России на один объект цифрового телевещания приходится 40 тыс. человек, на Дальнем Востоке — 9 тыс. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, обычно вышку с передатчиком не ставят, если в зоне покрытия живет менее 5 тыс. человек, но для Дальнего Востока сделали исключение. К примеру, на Командорских островах живет 637 человек, но там стоит вышка, с которой производится вещание цифрового ТВ.

Приморье

В Дальневосточный федеральный округ (ДФО) входят очень разные по своему экономическому развитию и даже по этническому составу области и районы, поэтому правильнее будет рассматривать местную специфику рынка в отдельно взятых регионах.

Хабаровск и Владивосток являются самыми крупными и быстроразвивающимися городами ДФО. Столица Приморья, пожалуй, наиболее динамичный и прогрессивный город региона, что объясняется наличием морского порта и более мягким, чем в соседних регионах, климатом. В этом смысле он похож на Санкт-­Петербург — многие местные рыночные ниши еще с середины 90-х заняты локальными компаниями. Этому также способствовала большая удаленность от столицы, благодаря которой приморский бизнес на этапе становления не испытывал сильной конкуренции со стороны «федералов» и получил запас времени на развитие собственных проектов.

Среди приморских провайдеров Интернета и ТВ-услуг особенно выделяются три компании: «Владлинк», «Альянс» и «Подряд». У последней, по данным «ТМТ Консалтинг» за 2017 год, доля абонентов платного ТВ в разрезе всего Дальнего Востока составляет 9%. Для сравнения, у лидера этого рынка «Орион» — 33%. Во Владивостоке, по данным J’son & Partners Consulting, доля абонентов компании составляет 73%, у «Ростелекома», занимающего второе место, только 9%.

«Подряд» существует с 1994 года и на данный момент предоставляет услуги кабельного телевидения и Интернета в 11 городах Приморского края, а также в Хабаровском крае, на Сахалине и в Забайкальском крае. По словам учредителя компании и ее бывшего директора Алексея Козицкого, успешно конкурировать с крупными игроками помогает менталитет дальневосточников. «Наши бизнесмены всегда отличались особой жаждой жизни и активностью, ведь Дальний Восток изначально заселялся людьми авантюрного склада ума, которые ехали осваивать эту землю из обжитых уголков страны. Здесь людям присуща хорошая деловая хватка и вера в собственные силы», — объясняет он.

Владивосток. Вид на Русский мост
Владивосток. Вид на Русский мост

И все же «Подряд», как и другие региональные операторы, испытывает на себе давление со стороны федеральных сетей, обладающих значительно большими ресурсами для развития. «На стороне региональщиков здесь — непосредственная близость к своим абонентам и гибкость в принятии решений, что позволяет предоставлять более востребованные и качественные услуги», — говорит Алексей Козицкий. По его мнению, сейчас для местных операторов одна из главных задач — это удержание существующей абонентской базы. Добиться этого можно внедрением новых технологий, грамотной маркетинговой стратегией и развитием различных программ лояльности для абонентов.

В пакет услуг компании, помимо традиционных предложений, входит видеонаблюдение с возможностью использования облачного архива и онлайн-доступа через мобильное приложение. «Спрос на эту услугу пока не очень большой, но стабильный, особенно со стороны жителей частного сектора и представителей малого и среднего бизнеса», — отметил Алексей Козицкий.

Хабаровский край

В отличие от Приморья, Хабаровский край больше по территории, при этом плотность населения несколько ниже, особенно в самых северных районах, которые граничат с Магаданской областью. По количеству подключенных к широкополосному Интернету абонентов регион сопоставим со средними показателями по России — 71,1%, а охват цифровым эфирным вещанием составляет 97%.

На территории края осуществляют деятельность 25 операторов кабельного телевидения. Потенциальный охват населения кабельным ТВ составляет 95,4% (по данным Министерства информационных технологий и связи Хабаровского края), количество подключенных домохозяйств — 39,1%.

«В регионе наблюдается довольно высокий спрос на спутниковое телевидение, который обусловлен тем, что это обширная территория с множеством малонаселенных пунктов», — говорит заведующий сектором отраслевого регулирования и связи правительства Хабаровского края Артем Щербина. Кабельное телевидение доступно только в 162 из 435 населенных пунктов, а цифровым телевидением пока охвачено только 289 населенных пунктов. В некоторые северные районы края пока не доведены волоконно-оптические линии связи. При этом спутниковый Интернет и телевидение не получили широкого распространения, хотя потребность в этом у населения есть.

Согласно данным J’son & Partners Consulting за 2017 год, лидером по доле абонентов платного ТВ в Хабаровске является муниципальное унитарное предприятие «Стрела» (38%), «Ростелеком» с большим отрывом на втором месте (12%), «ЭР-Телеком Холдинг» (9%) и «Орион» (7%) занимают 4-ю и 6-ю позиции в рейтинге.

Оператор связи «Стрела» с начала 90-х специализировался на аналоговом телевидении. На ТВ-вещание по кабелю предприятие перешло совсем недавно — в 2015 году. «На момент старта сигнал «Стрелы» использовало около 80 тыс. телезрителей», — говорит представитель компании Екатерина Галактионова. По ее словам, сейчас в компании насчитывается несколько тысяч абонентов кабельного ТВ, при этом существенная доля клиентов до сих пор использует аналоговый сигнал. Кроме основного вида деятельности, предприятие активно осваивает новые направления, в том числе установку домофонов и оборудования систем видеонаблюдения и охранной и пожарной сигнализации.

При переходе на кабельное вещание предприятие столкнулось с консервативным настроем абонентов. «Наверное, это связано с местным менталитетом и преобладанием старшей возрастной категории — люди пока недоверчиво относятся ко всему, приходится объяснять и доказывать преимущества использования новых форматов и услуг, — сетует Екатерина Галактионова. — В свою очередь, молодые люди возрастом до 35 лет активно интересуются IPTV и больше обращают внимание на качество интернет-связи».

Другим местным оператором и провайдером Интернета, занимающим значительную долю рынка платного ТВ в Хабаровске, является компания «Рэдком». По словам руководителя службы маркетинга и рекламы компании Михаила Лункина, «Рэдком» занимает 4-е место на рынке кабельного ТВ региона и уступает только федеральным операторам связи.

Начав в 90-е с предоставления интернет-услуг для юридических лиц, со временем компания вышла на потребительский рынок, а с 2009 года занимается предоставлением услуг платного телевидения. На данный момент сеть компании, построенная на технологии IP-MPLS и оборудовании Cisco, насчитывает более 300 опорных узлов и сотни километров ВОЛС.

«”Рэдком” — единственная компания в Хабаровске, которая одновременно предлагает своим абонентам IPTV и кабельное телевидение», — говорит Михаил Лункин. По его словам, «Рос­телеком», ТТК и другие федеральные операторы предлагают, по сути, только IPTV. А для «Рэдкома» это возможность диверсифици­ровать бизнес, потому что у кабельного ТВ ARPU ниже, чем у IPTV, но в качестве дополнительной услуги кабельное телевидение позволяет расширять абонентскую базу.

Количество пользователей кабельного ТВ в компании за год (с первого квартала 2017 года по первый квартал 2018 года) выросло на 55%, при этом прирост IPTV составил только 7%. «Кабель более популярен, потому что для его подключения не нужно покупать приставку, как в случае с IPTV», — объясняет Михаил Лункин. Для многих пользователей это решающий фактор, а местные компании пока не могут себе позволить предоставлять приставку в аренду, как это делают федеральные операторы.

Пути развития

Аналитик «ТМТ Консалтинг» Елена Крылова отмечает, что по всей стране (и Дальний Восток здесь не исключение) количество абонентов у небольших локальных операторов кабельного телевидения планомерно снижается. Они не могут конкурировать с крупными игроками, часто из-за отсутствия ШПД, пакетных предложений и цифрового вещания. Такие компании постепенно уходят с рынка. То, что на Дальнем Востоке есть местная компания с большой долей рынка платного ТВ, — это, скорее, исключение из правила.

По мнению эксперта, потенциал развития рынка сейчас кроется в маленьких городах и селах Дальнего Востока. Но это прерогатива федеральных операторов, таких как «Ростелеком», «Орион» и недавно появившиеся на этом рынке «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ».

«Переход от аналогового к цифровому формату вещания, запланированный на 2019 год, откроет перед операторами новые возможности и позволит увеличить абонентскую базу», — уверен Артем Щербина. А дальнейшее развитие широкополосного доступа в Интернет, в том числе мобильного ШПД, позволит увеличить проникновение цифрового телевидения и будет способствовать развитию новых ТВ-сервисов.


На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.


Сообщить об ошибке