О преодолении проблем присоединения к сети РТРС

Добавлено 20 января 2019 в 09:29

Этот очерк содержит анализ правовых проблем и рекомендации для преодоления "рифа", возникшего примерно в 2016 году после появления в ФЗ "О связи" статей 19.1 и 19.2 (введены № 257-ФЗ от 13.07.2015) о присоединении сетей КТВ к сети электросвязи оператора, распространяющего в эфире сигналы обязательных общедоступных телеканалов (ООТК), где операторы оказывают услуги связи для целей кабельного вещания.

Все операторы кабельного ТВ являются также операторами ООТК (см. пп. 13.1 статьи 2 ФЗ "О связи), хотя ФЗ "О связи" об этом прямо не говорит. Акцентирую внимание читателей на то, что сказанное в этом очерке – личное мнение автора, обоснованное ссылками на законодательство и нормативно-правовые акты России.

В России эфирными операторами ООТК, попадающими под действие статьи 19.2 ФЗ "О связи", являются ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть" (РТРС) и ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), которые на основе федеральных лицензий оказывают вещателям услуги связи для целей эфирного вещание путем распространения ООТК с наземных эфирных или спутниковых ТВ-передатчиков. При этом сигналы 21 ТВ-канала в составе ООТК, получаемые РТРС и ГПКС на основе договоров с вещателями, превращаются в первый и второй мультиплексы по стандарту DVB-T2 только в РТРС.

О преодолении проблем присоединения к сети РТРС
О преодолении проблем присоединения к сети РТРС

Непременно надо отметить высокое достижение РТРС и ГПКС - эфирным вещанием цифровых сигналов ООТК охвачена территория России, где проживает более 95% населения (22 декабря 2018 года РТРС сообщило о запуске на территории России последнего из 5040 объектов цифрового эфирного вещания, где смонтировано около 10100 высоко технологичных DVB-T2 передатчиков ООТК).

В 2009-2018 годах РТРС и ГПКС, их многочисленные смежники и подрядчики выполнили гигантский объем работ, финансирование которых шло из бюджета России и внебюджетных источников в размере примерно 174 трлн рублей (подробнее см. приложение 6 к постановлению правительства РФ № 985 от 03.12.2009, где приведен объем финансирования по федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.").

1. Возникновение "рифа" присоединения

В 2015 году "риф" начали ощущать некоторые операторы КТВ, чьи сети расположены на расстоянии не одного десятка километров от точек присоединения РТРС. Чтобы лучше понимать опасности "Рифа", можете заглянуть в статью 29 Конституции РФ, статьи 421 и 426 Гражданского кодекса РФ, статьи 1, 2 (в части присоединения), 18, 19, 19.1, 19.2, 20, 31, 32.1, 44, 46, 54, 57-59 ФЗ "О связи", статьи 1, 2, 8, 18, 19, 19.1, 19.2 и 20, 25, 31.9 закона "О средствах массовой информации". Там где приведены важные требования и понятия, из которых следует:

  1. В п. 4 и 5 статьи 29 Конституции РФ и статьи 1 закона "О СМИ" установлено, что информация и СМИ, к которым относятся ООТК, могут свободно распространяться и приниматься, конечно, в соответствии с законодательством. ФЗ "О связи" и закон "О СМИ" установили, что такое ООТК, и как операторы КТВ обязаны транслировать ООТК в кабельных сетях (принимать и распределять).
  2. Дополнения п. 1 статьи 29 и п. 4 статьи 46 ФЗ "О связи", безусловно, упростили взаимодействие операторов КТВ с вещателями, т.к. обязывают операторов транслировать ООТК в неизменном виде без заключения договоров с вещателями и без взимания платы с вещателей и абонентов за право просмотра и прослушивания таких ООТК. При этом абоненты оплачивают услуги связи операторам, т.е. нет абсолютной бесплатности ООТК, о чем в ФЗ "О связи" тоже позабыли сказать. Кстати, в законе "О связи" и условиях лицензий операторов КТВ не установлена обязательность присоединения кабельных сетей к точкам, названным РТРС.
  3. В законодательстве РФ нет запретов для граждан и операторов на получение и прием сигналов ООТК и других общедоступных телеканалов, распространяемых в России легитимно зарегистрированными телевещателями ("Разрешено все, что не запрещено?!") При этом в лицензии каждого оператора установлено обязательное условие оказания услуг связи: "9 Наличие лицензии (лицензий) на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями".

1.1. Учитывая сказанное выше в п. 1, подробнее поясняю тупики "рифа", возникшие из-за "странностей" пункта 1 статьи 19.1 закона "О связи", о которых можно сказать поговоркой: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги", через которые операторы КТВ не могут проложить свои сети до точек присоединений к РТРС:

  1. Оператор КТВ пытается присоединить свою сеть КТВ к сети РТРС, и он действует по абз. 2 п. 1. статьи 19.1 ФЗ "О связи". Чтобы присоединиться, оператор должен направить в РТРС заявление, в ответ на него РТРС сообщает место нахождения точки присоединения, после чего оператору надо заключить с РТРС договор присоединения (о договоре п. 1 умалчивает, но, к счастью, об этом говорят статьи 18 и 19 ФЗ "О связи" и статья 426 Гражданского кодекса РФ). Все операторы не сомневаются, что присоединиться можно, если сеть КТВ "дотягивается" до точки, указанной РТРС. В этом случае проблем "рифа" не возникает, а ниже, в п. 2, приведено количество таких счастливчиков (РТРС на своем сайте приводит форму публичного договора о присоединении, который на самом деле – полуфабрикат, т. к. в нем указана только часть существенных условий, а для самых важных есть пустые места, где они должны быть. Пример такого договора для Москвы и области здесь. Но все это – пустяки, а не "риф").
  2. При отсутствии сетей КТВ в точке присоединения РТРС согласно п.4 статьи 19.1 ФЗ "О связи" оператор направляет в РТРС заявление с обоснованием невозможности заключения договора о присоединении. Здравый смысл говорит каждому оператору, что в таком случае РТРС должно выдать заключение о том, что сеть КТВ или оператор на сети КТВ не может принять сигнал от РТРС в точке присоединения. Подчеркиваю, РТРС и в таком случае может передавать сигналы ООТК в этой точке любому оператору (заявления операторов, конечно же, учитывали условия присоединения к точке РТРС, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 01.09.2015 № 326, где сказано, что РТРС обязана в 30-дневный срок рассмотреть заявление и проинформировать оператора о наличии технической возможности присоединения).
  3. РТРС в подавляющем большинстве случаев подолгу не отвечало на заявления операторов, а потом выдавало заключение о наличии технической возможности принять сигналы ООТК кабельной сетью путем присоединения этой сети к точке РТРС (важно сказать, что более 90% сетей КТВ расположены на расстоянии нескольких десятков километров от точки, названной РТРС!). Вряд ли возможно доказать "лукавство" РТРС. Этому способствуют абзацы 2 и 3 п.1 статьи 19 ФЗ "О связи", а также то, что в законе ни слова не сказано о том, что договор о присоединении сетей может быть заключен, если стороны этого договора придут к взаимному согласию (см. статью 421 Гражданского кодекса РФ). Т.е. обязательность такого присоединения к РТРС носит признаки дискриминации прав оператора КТВ и противоречия статье 421 Гражданского кодекса РФ. Именно так из "тумана" статьи 19.1 ФЗ "О связи" появился "риф" примерно для 1,1 тысячи операторов, которым РТРС называет точку присоединения для сетей и сетей, которых не было и нет рядом с этой точкой. В этой ситуации РТРС как бы "не слышит" доводы оператора КТВ о том, что сети нет. Правда, после долгих "препирательств" некоторые операторы получают от РТРС долгожданное заключение об отсутствии возможности присоединения сетей к РТРС (см. ниже п.2).
  4. Предположим, при отсутствии сети КТВ рядом с точкой РТРС оператор "соблазнился" присоединением к РТРС, но для этого ему необходимы время и деньги, чтобы реализовать один из таких вариантов:
    • г1) оператор должен сначала проложить свою сеть к точке присоединения РТРС;
    • г2) оператор должен найти сеть стороннего оператора, который в точке присоединения РТРС имеет свою сеть, способную соединить сеть КТВ с сетью РТРС и пропустить трафик с сигналами ООТК (этот вариант кабельный оператор может заменить взятием в аренду канала в сети стороннего оператора, при наличии у него сети, соединяющей сеть КТВ с точкой).
    Да, но для этого оператор КТВ должен получить от РТРС "индульгенцию" (см. выше, п. "В"), и, возможно ему придется оформить лицензию на оказание услуг связи по передаче данных. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев у операторов нет финансов, обеспечивающих варианты "г1" и "г2".
  5. Сказанное в "В" и "Г" есть "ступор-1" для перехода оператора КТВ к действиям по вариантам абз. 3 п. 1, п. 3 и п. 5. стати 19.1 закона "О связи", что есть ни что иное как "патовая" ситуация: РТРС "не хочет", а оператор не может присоединиться, т.к. в точке, названной РТРС, у него нет сети, и нет финансовых средств, чтобы проложить эту сеть. Просто законотворцы забыли, что для присоединения к точке, названной РТРС, кроме возможности и желания одной стороны (РТРС), должны быть возможности и желания другой стороны – оператора (такая "патовая" ситуация - следствие наличия в п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" признаков ущемления интересов операторов в пользу абсолютного монополиста).
  6. Предположим, оператор КТВ хочет преодолеть "риф" и "ступор-1" согласно абз. 3 п. 1, п. 3 и п. 5. статьи 19.1 ФЗ "О связи" – путем отправки уведомлений всем вещателям, чьи телеканалы есть в ООТК, не имея отрицательного заключения РТРС. Рискну утверждать, вещатели могут их вернуть оператору со ссылками на нарушение действующего законодательства как следствие сказанного выше (это уже "ступор-2"), и такие "особенности":
    • е1) в законе "О СМИ" и ФЗ "О связи" таким вещателям не установлена обязанность заключать договоры с операторами КТВ;
    • е2) в лицензии оператора КТВ нет обязательности заключения договора присоединения к РТРС, нет также запрещения или ограничения условий приема сигналов любых телеканалов, включая ООТК, от эфирных наземных или спутниковых передатчиков.

2. Терпящие бедствие и причины бедствий на "рифе" присоединения

Сегодня в России около 2,5 тысячи операторов, оказывающих услуги на сетях КТВ для 27,3 млн абонентов. Разные источники примерно одинаково оценивают количество абонентов, принимающих ТВ-сигналы от разных сетей телевещания. Ниже в таблице приведены такие сведения на основе докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о телевидении в России в 2015 и 2017 годах (ФА ПиМК):

Оценка автора, хотя реальность может быть иной, но для данной публикации это допустимо
Количество абонентов операторов телевидения в 2018 году в зависимости от технологии доставки сигнала
Количество абонентов операторов телевидения в 2018 году в зависимости от технологии доставки сигнала

Если предположить, что из 146,8 млн населения России телевизоры смотрят 135 млн человек, то на одно домохозяйство приходится в среднем 2,58 человека. (Стоит отметить, что около 12 млн человек не смотрят телевизоры, в это число входят проживающие в 18294 пунктах, где невозможно принимать сигналы ООТК, см. инфо Минкомсвязи России. Возможно, в этих поселениях есть сети КТВ, но уверен, что сигналы ООТК там принимаются со спутников). В результате получаем, что РТРС обеспечивает в России своими эфирными сигналами ООТК:

  • примерно 69,6 млн человек, подключивших телевизоры к сетям КТВ;
  • примерно 29,6 млн человек принимают ТВ-сигналы через индивидуальные антенны.

Вероятно, "риф" преодолели около 1,4 тысячи операторов из 2,5 тысячи:

  1. Около 700 операторов кабельного телевидения и IPTV-сетей присоединились к РТРС (охватывают около 22,3 млн абонентов платных услуг - 59 млн населения России). Кстати, в России сегодня нет нормативных актов и стандартов для деятельности на IPTV-сетях, кроме ГОСТ Р 54994-2012 и ГОСТ Р 56948-2016, где упоминаются IPTV и DVB, но они годятся, пожалуй, лишь чтобы показать, как не должны делать переводы евростандартов переводчики-неспециалисты в сфере сетей передачи данных и цифровых телекоммуникаций, являющихся настоящим и будущим сетей электросвязи в РФ.
  2. Около 200 операторов КТВ (самые маленькие) получили заключение РТРС об отсутствии возможности присоединения их сетей к точке РТРС (такие сети охватывают около 2,6 млн населения России), и "риф" им уже не страшен. Сюда же можно добавить еще 500 операторов, которые имеют лицензии для целей кабельного вещания, но, скорее всего, не имеют сетей и абонентов на этих сетях.
  3. При этом спутниковым операторам не надо присоединяться к сетям РТРС, т. к. их спутниковые сигналы ООТК обеспечивают также работоспособность сетей РТРС (ГПКС, "Триколор", "Орион", МТС и другим, чьи сети охватывают около 22,9 млн населения России). В декабре 2018 года в статье 46 ФЗ "О связи" введен п. 4.2 о том, что спутниковый оператор не вправе отказать гражданам России в заключении договора о доступе к своей сети для просмотра и прослушивания ООТК, а также не должен взимать плату за такие услуги. При этом три крупнейших оператора спутникового ТВ не хотели введения такой поправки, опасаясь лишних расходов и не желая брать на себя социальную функцию государства. Законотворцы договорились с ними, переложив обязанность покупать оборудование для приема спутникового сигнала на жителей таких районов.

Теперь подробнее о бедствующих и причинах бедствий на "рифе"

2.1. "Риф" пока не преодолели около 1,1 тысячи действующих операторов, которые оказывают услуги связи более 27,5 млн населения России. Почти все они отправили заявления в РТРС с технико-экономическим обоснованием невозможности подключения, но получили заключение о наличии такой возможности, хотя сетей КТВ около точек РТРС у них нет. Эти операторы не могут заключить договор присоединения с РТРС, т.к. у них:

  • большинство сетей отделяют от точек РТРС десятки километров;
  • нет средств, чтобы проложить линии связи даже до ближайшей к ним сети ПД (ШПД) стороннего оператора и заключить с ним договор, чтобы присоединиться к точке РТРС.

При этом они также не могут действовать по абз. 3 статьи 19.1 ФЗ "О связи" - присоединиться к другой сети, принимать эфирные телесигналы или со спутника. Но этих операторов заключение РТРС не устраивает, и они не понимают, почему РТРС так действует (см. выше пп. "Б" - "Е" п. 1.1). Все эти операторы имеют сети, относящиеся к СКТ-1 - СКТ-4 по ГОСТ Р 52023-2003 и к СКП ЦТВ по ГОСТ Р 58020-2017). Надеюсь, сказанное ниже в разделах 2 и 3 поможет таким операторам преодолеть "риф"!

2.2. Главная причина возникновения "рифа" - в том, что законотворцы ввели абз. 2 п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи", но "забыли", что присоединение сетей электросвязи возможно только в том случае, если у операторов:

  • обе сети есть и их линии связи физически можно состыковать в точке присоединения, а протоколы обмена сигналами этих сетей совместимы или совпадают;
  • заключен договор о присоединении между операторами этих сетей с соблюдением требований законодательства РФ, т.е. достигнуто согласие по условиям присоединения.

Однако п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" не упомянул об обязательности заключения договора между РТРС и кабельными операторами, а вместо этого ввел трудновыполнимые условия для подавляющего большинства операторов, т.е. установил абсолютный монополизм РТРС в части оказания услуги присоединения для получения ООТК и выдачи "уникальных" заключений для тысяч операторов, которых законодательство обязывает транслировать ООТК. Никогда ранее подобного в России не было. При том, что РТРС для создания цифровой сети телерадиовещания были выделены средства по программе "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.". Следует отметить, что в этой программе и остальном законодательстве РФ не упоминается про финансирование создания точек присоединения и линий связи для присоединения сетей КТВ к сетям РТРС.

2.2.1. Да, безусловно, наземный и космический сегменты сетей РТРС и ГПКС - мировые достижения нашей страны, поскольку подобного в мире нет! Но осмелюсь назвать еще двух потерпевших: РТРС и ГПКС, прародителями которых являются законотворцы и Минкомсвязи России вместе с ТВ-вещателями в составе ООТК, заключившими с РТРС соответствующие договоры. РТРС и ГПКС, с одной стороны, являются эфирными и спутниковыми мега-операторами связи на территории всей России (а ГПКС - и на других континентах), имеющими лицензии для целей эфирного теле- и радиовещания, а с другой, по-видимому, - РТРС и ГПКС мега-операторы в сфере IPTV, которым не придумали даже названия, поэтому "зашифровали" их в статье 19.2 ФЗ "О связи", и которые передают в сетях ШПД цифровые потоки ООТК IP-подобными протоколами. Возможно РТРС и ГПКС - провайдеры ООТК. (У РТРС и ГПКС есть риски, т.к. согласно ГОСТ Р 54994-2012 каждого могут назвать вещателем - Broadcaster Service Provider, организация, собирающая последовательность событий или программ для доставки, а сеть РТРС есть не что иное как сеть DVB - набор мультиплексов транспортных потоков MPEG-2, переданных по единственной системе доставки (например, все цифровые каналы в конкретной кабельной системе). Об IP-сетях умалчивается в постановлениях правительства РФ и приказах Минкомсвязи России, а финансирования создания технической инфраструктуры для такой деятельности нет в федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.").

  1. Учитывая, что точки присоединения образует РТРС, его можно назвать мега-оператором IPTV, у которого нет сетей ПД или IP-сетей, вот и пришлось ему стать только владельцем точек присоединения. (Похоже, что сегодня РТРС нарушает статью 28 ФЗ "О связи", т.к. во всех заключенных им договорах о присоединении цена услуг устанавливается им же, а не ФАС - антимонопольным органом РФ, который, согласно п. 2. статьи 28 ФЗ "О связи", должен вводить тарифы на услуги РТРС. В отличие от кабельных операторов, РТРС никто не привлекает к ответственности, т.к. пока для него законы не писаны). Даже если РТРС не оказывает услуг связи по передаче данных, то является монополистом в России по платным услугам присоединения и передачи цифровых сигналов ООТК. (Пока по "Договору о присоединении…" РТРС намеревается ежегодно менять тарифы. Например, см. сайт РТРС).
  2. Лицензии РТРС на оказание услуг связи для целей эфирного вещания никакого отношения не имеют к передаче (трансляции) цифровых сигналов ООТК через точки присоединения сетей КТВ, которые законотворцы нарекли точками присоединения к сети наземного эфирного телерадиовещания РТРС (Другой сети у РТРС пока нет. Или есть?!). При этом в уставе РТРС указана деятельность по оказанию услуг передачи данных, к которой относится передача цифровых сигналов ООТК через точки присоединения сетей КТВ, однако на сайте РТРС нет лицензии на оказание таких услуг на всей территории России. В своих типовых договорах РТРС не разместило ссылок на такую лицензию. Даже если бы такая лицензия была, то РТРС должно было оформить еще и лицензию на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, т.к. передача по сетям ПД сигналов ООТК есть ни что иное как оказание услуг связи на сети IPTV, что подтверждает пп. "з" п. 8 требований, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 258 от 26.08.2014 (это подтверждает необходимость наличия в РТРС сети ПД или IPTV-сети).

2.3. Недавно Минкомсвязи России опубликовало график отключения телевещания аналоговых ООТК по субъектам России. Это произойдет поэтапно в феврале-июне 2019 года. Поэтому операторы КТВ должны в ближайшее время подготовиться к переходу на прием цифровых сигналов ООТК. Учитывая, что в России скоро прекратится аналоговое вещание в эфире, хотя 20-30% населения имеют телевизоры только для приема аналоговых сигналов, Минкомсвязи России целесообразно утвердить обязательные требования по трансляции ООТК в сетях КТВ, если Минсвязи России примет такое решение, или рекомендации операторам КТВ для самостоятельного определения видов транслируемых сигналов ООТК в сетях КТВ:

  1. аналоговые;
  2. аналоговые + DVB-T2 или DVB-C;
  3. только DVB-T2 или DVB-C.

Недоумение вызывает отсутствие утвержденных Минкомсвязи России обязательных требований к передатчикам РТРС, распространяющим в эфире сигналы ООТК DVB-T2 в режиме multi-PLP, а также об особенностях приема таких сигналов ООТК сетями КТВ (например, см. здесь). Несмотря на то, что Операторы КТВ научились самостоятельно принимать такие multi-PLP в составе DVB-T2 и транслировать в сетях КТВ, такие нормы РТРС обязано разработать, утвердить в Минкомсвязи России и опубликовать на своем сайте.

Преодолению "рифа" не помогло введение уточнения в пп. "з" п. 8 требований, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 258 от 26.08.2014, о льготной приемке в эксплуатацию точек присоединении РТРС для приема и дальнейшего распределения сигналов ООТК в сетях КТВ (см. пункты 1.1, 1.2.1 и 1.4.1 части 1 данного очерка). Однако надо учитывать, что, согласно этому приказу, почти всем операторам придется "присоединяться" к РТРС в двух точках, т. к. более 95% операторов не имеют кабельных сетей около точек присоединения к РТРС:

  1. в точке присоединения к РТРС;
  2. в точке присоединения сети КТВ к сети ПД (ШПД), которая принадлежит оператору КТВ или стороннему оператору.

2.4. В 2016 - 2018 гг. многих операторов КТВ в разных регионах органы Роскомнадзора своими уведомлениями убеждали присоединяться к точкам РТРС, где "намекали" на приказ Роскомнадзора № 1132 от 29.10.2012, или при вводе новых кабельных сетей КТВ (их фрагментов) от операторов требовали предъявить копии договоров с РТРС о присоединении. Так органы Роскомнадзора пытались убедить операторов выполнить "туманности" п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи", а также условия присоединения, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 01.09.2015 № 326, которые, фактически, повторяют сказанное в статья 19.1 ФЗ "О связи". Правда, в пп. "а" п. 3 условий этого приказа "заумно", но названо условие присоединения: "наличие в пределах зоны обслуживания сети КТВ <…> средств связи сети РТРС и (или) радиоканалов РТРС". Из этого приказа также стало понятно, что:

  • точки присоединения РТРС являются резервным способом получения сигнала операторами КТВ (в этом приказе не сказано, что присоединение сетей к точкам РТРС должно осуществляться через IP-сети и интернет).
  • присоединение сетей к точке РТРС есть вынужденная мера из-за проблем, связанных с региональными и/или местными вставками (об организации вещания ООТК в России сказано впубликации одного из руководителей РТРС в солидном журнале от 2017 года).
  • "крайними" сделали операторов, за счет которых возникшие проблемы можно решить без всяких затрат (за это надо "благодарить" законотворцев России, которые умеют "хорошо" голосовать, и тех, кто объяснял такие нововведения, не задумываясь о последствиях и тупиках).

Некоторых операторов КТВ органы Роскомнадзора привлекли к административной ответственности за нарушение ФЗ "О связи", если у них не было присоединения к точке РТРС. (Но не будем о "грустном", т.к. трудно понять, как можно нарушить закона, где установлено не обязательное требование, а несколько возможных вариантов действий, выполнение которых зависит от монополиста. Это чем-то напоминает "закон Яровой", ратующий за безопасность населения. Но оба таких "нововведения" приведут к дополнительным расходам у операторов и, следовательно, к повышению абонентской платы за услуги связи).

Важно отметить то, что Роскомнадзор за последние пять лет выявил единичные случаи трансляции ТВ-каналов операторами без заключения договоров с вещателями, что является нарушением условий лицензий ФЗ "О связи". Т. е. почти все операторы имеют договоры с вещателями и у них нет проблем по приему и трансляции ТВ-сигналов ООТК, включая сигналы DVB-T2 от эфирных передатчиков РТРС. Причиной происходящего являются "туманности" п. 1. статьи 19.1 ФЗ "О связи" и действия РТРС, не позволяющие операторам исполнять требования действующего законодательства РФ (вот оно, действие "рифа" - см. выше, пп. "Б" - "Д" п.1.1).

2.5. Мне не удалось найти информацию о том, что операторы КТВ сетуют на трудности приема эфирных ТВ-сигналов от РТРС и иных операторов связи, включая цифровые сигналы ООТК. Учитывая, что экспериментальная эфирная трансляция цифровых ООТК ведется в большинстве регионов не менее пяти лет, не сомневаюсь, более 90% сетей КТВ уже оснащены новыми головными станциями для приема и распределения в сети КТВ как цифровых, так и аналоговых сигналов ООТК. Уверен, необходимость присоединения сетей КТВ к точкам РТРС и "Риф" возникли от того, что законодатели России ввели заведомо тупиковые, к счастью, вовсе не обязательные для исполнения условия в статье 19.1. ФЗ "О связи", а не потому что у кабельных операторов возникают проблемы в приеме и распределении в сетях сигналов:

  1. от точки присоединения к РТРС;
  2. от ближайшей к ним ТВ-вышки РТРС или от иного оператора связи в эфире;
  3. со спутников;
  4. от сети КТВ или сети ПД (ШПД) иных операторов.

2.6. АКТР и другие объединения операторов обращались в Минкомсвязи с обоснованием необходимости внесения уточнений в статьи 19.1 и 19.2 ФЗ "О связи", но пока результатов не видно. Обращения остались без внимания, хотя в Минкомсвязи России поступили конкретные предложения...

Мы рассмотрели основные правовые проблемы, возникшие примерно в 2016 году после появления в ФЗ "О связи" статей 19.1 и 19.2 (введены № 257-ФЗ от 13.07.2015) о присоединении сетей КТВ к сети электросвязи оператора, распространяющего в эфире сигналы обязательных общедоступных телеканалов (ООТК), где операторы оказывают услуги связи для целей кабельного вещания. Вот некоторые рекомендации по решению этих проблем.

3. Как преодолеть "риф" присоединения

Надеюсь, сказанное ниже, в разделе 3, пригодится и будет полезно операторам КТВ, испытывающим финансовые и технические проблемы для присоединения к точкам РТРС.

Не пугайтесь сложностей преодоления "рифа", поскольку, не сомневаюсь, сегодня в России неприсоединившихся операторов – не менее 1,1 тысяч, и их сети охватывают более 23 млн населения России, поэтому Роскомнадзор или иные органы не будет применять санкций к ним и тем более запрещать трансляцию ООТК в кабельных сетях. Полезно также помнить, что сеть КТВ или сеть интернет-доступа, обеспечивающие присоединение к РТРС, должны быть приняты в эксплуатацию и зарегистрированы в Роскомнадзоре.

3.1. Важно понимать, что п.1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" не обязывает операторов КТВ заключать договор присоединения с РТРС, а также имеет признаки противоречия статьям 421 и 426 Гражданского кодекса РФ и антимонопольному законодательству, что создало патовый "тупик", для значительной части операторов, легитимно стремившихся оказывать услуги связи для целей кабельного вещания:

С одной стороны, действуют статьи 421 и 426 Гражданского кодекса РФ о добровольности договора о присоединении сетей для обеих сторон и публичности этого договора у РТРС – оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. (Здесь вызывает недоумение то, что п. 4 статьи 19.1 ФЗ "О связи" учитывает только интересы РТРС и не учитывает возможности оператора КТВ. В настоящее время отсутствует приказ ФАС об установлении тарифов для РТРС на услуги присоединения и на трафик, как это установлено для других операторов, например, ПАО "Ростелеком").

С другой, как сказано выше в п. 1.1, "риф" создает трудности для операторов, однако самый простой способ их преодолеть – тщательно, терпеливо и пунктуально исполнять "тупиковые" положения п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" и уведомления Роскомнадзора, настойчиво доказывая, что у оператора нет технико-экономических возможностей присоединения к точке РТРС. Здесь полезно напомнить операторам КТВ (не сомневаюсь, это многие понимают, но толку от этого мало!):

  • Не забывайте права и обязанности, установленные статьями 421 и 426 Гражданского кодекса РФ, статьей 18-20 ФЗ "О связи" и Правилами присоединения, утвержденными постановлением правительства РФ № 760 от 13.12.2006. А если для присоединения к РТРС используется сторонняя сеть ПД (ШПД), то надо учитывать Правила присоединения, утвержденные постановлением правительства РФ № 161 от 28.03.2005 и Правила оказания услуг на сетях ПД, утвержденные постановлением правительства № 32 от 23.01.2006.
  • Знайте, что прием эфирных или спутниковых сигналов телеканалов не есть присоединение к эфирным или спутниковым телесетям, а приемные антенны сети КТВ не являются точкой присоединения. Т.е. прием сетью КТВ сигналов каналов (СМИ), включая ООТК, есть легитимный способ оказания услуг связи в целях кабельного вещания, требующий только уведомлений в адрес вещателей, чтобы информировать их о зонах вещания (здесь не действуют Правила присоединения, утвержденные постановлением правительства РФ № 760 от 13.12.2006).

3.2. Увы, мной не найдено эффективных способов преодоления "рифа" для операторов КТВ, а есть только такие рекомендации:

  1. При необходимости внесите коррекцию в лицензию на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, если там указана область или регион, а сети КТВ имеют зону действия только в конкретных населенных пунктах. (Недавно выяснилось, что причиной, по которой РТРС не выдает заключение об отсутствии технической возможности принять сигнал путем присоединения сети КТВ, является то, что операторам КТВ указывали зону действия их сети не в конкретные населенные пункты, а в области, где они расположены).
  2. Во всех письмах и заявлениях в РТРС указывайте, что уже принимаете сигналы ООТК от эфирного передатчика РТРС (запрета на прием не существует) и транслируете их в своих сетях (никто этого не запрещал, наоборот, лицензия и ФЗ "О связи" обязывают их транслировать), а присоединиться к точке РТРС не представляется возможным ввиду отсутствия сети КТВ в точке присоединения. Обязательно акцентируйте ситуацию, что не можете обеспечить присоединение ввиду отсутствия сети КТВ рядом с точкой присоединения, названной РТРС, и при этом ссылайтесь на приказ Минкомсвязи России № 326 от 01.09.2015, где в условиях пп."а" п. 3 назван критерий присоединения – наличие сети КТВ рядом с точкой РТРС.
  3. Не стесняйтесь многократно направлять заявления в РТРС, несмотря на сказанное выше в пп. "Г" п. 1.1, чтобы преодолеть "ступоры 1 и 2":
    • направляйте свои заявления в РТРС, где указывайте отсутствие сети КТВ рядом с точкой присоединения, и приводите технико-экономическое обоснование невозможности присоединения к точке РТРС,
    • не имея отрицательного заключения РТРС, направляйте свои уведомления всем телевещателям, чьи каналы есть в ООТК, согласно п. 5. статьи 19.1 ФЗ "О связи".
  4. Тщательно документируйте и архивируйте свои отправки в РТРС (отправляйте с уведомлениями), а также – получение ответов РТРС. В заявлении в РТРС о присоединении по (см. выше пп. "Б" п. 1.1) указывайте, что заключению договоров присоединения к РТРС или договоров с операторами на сетях ПД вам препятствует:
    • отсутствие сетей ПД в зоне действия сети КТВ и финансовых средств для прокладки линий связи и закупки необходимого оборудования;
    • отсутствие сетей ПД, которые надежно доставят трафик ООТК с нужными скоростями и качеством до сетей КТВ;
    • частичное отсутствие нормативно-технической документации, обеспечивающей передачу по сетям КТВ и ПД цифровых сигналов ООТК, а также проектирование, строительство и эксплуатацию внедрения в сетях КТВ цифрового вещания, включая методики измерения, мониторинга и контроля параметров ТВ-сигналов в сетях ПД, сетях КТВ и в точках присоединения к РТРС, разработку которой должно было обеспечить Минкомсвязи России согласно распоряжению Правительства РФ от 25.05.2004 № 706-р.

3.3. Есть более кардинальные способы преодоления "рифа", но для этого руководители операторов или их объединений… должны обращаться в федеральные органы власти с предложениями, позволяющими избавиться от негативов "рифа", например:

3.3.1. В Роскомнадзор и/или Минкомсвязи России, которое, согласно п. 6. статьи 19.1 ФЗ "О связи", "обязано рассматривать обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия в течение 60-ти дней со дня получения обращений и публиковать принятые по ним решения". Свои проблемы излагайте кратко, говорите о "тупиках" не по вине оператора КТВ, а из-за отсутствия сети КТВ в точке присоединения, в силу "странностей" п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" и "пробелов", создающих объективные трудности и невозможность присоединения к сети РТРС. Предлагайте им устранить патовую ситуацию "рифа" путем разрешения принимать сигналы ООТК, как от ближайшего эфирного передатчика РТРС. Указывайте, что в действиях РТРС есть признаки нарушения пп. "а" п. 3 Условий, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 326 от 01.09.2015, где названо условие присоединения: "наличие в пределах зоны обслуживания сети КТВ <…> средств связи сети РТРС и (или) радиоканалов РТРС".

3.3.2. В Государственную Думу и/или Совет Федерации:

  1. Внести простую поправку в абзацы 1-3 п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи", соответствующую законодательству России о предпринимательской деятельности, свободе распространения и приема СМИ, особенно ООТК, а также в статьи 421 и 426 Гражданского кодекса РФ, что позволит исключить монополизм РТРС:
    "1. Оператор сигналов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов осуществляет прием и трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в своей сети электросвязи следующим образом:
    1. при наличии технической возможности - путем присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона, на основе заключенного договора о присоединении;
    2. при отсутствии технической возможности присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона, - по таким вариантам:
      • путем приема сигналов, передаваемых в эфир радиоэлектронным средством оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона (далее - источник сигнала), без заключения договора о присоединении;
      • путем присоединения своей сети связи к сети другого оператора связи (сеть спутникового телерадиовещания, сеть передачи данных или иная сеть, распространяющая сигналы обязательных общедоступных телеканалов и/или радиоканалов) с обязательным заключением с ним договора о присоединении сетей в случае наличия у другого оператора связи договора присоединения с оператором связи, указанным в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона."
  2. Рассмотреть и утвердить госпрограмму цифровизации сетей КТВ, где предусмотреть выделение из бюджета России каждому желающему оператору средств, грантов или субсидий, чтобы обеспечить присоединение сетей КТВ к точкам РТРС (например, через федеральную целевую программу, похожую на утвержденную постановлением правительства РФ № 985 от 03.12.2009). Такое стимулирование надо выделять операторам, которые захотят присоединяться к РТРС (заставлять это делать – противозаконно).
    Эти средства из госбюджета можно выделять, например, так: 1 млн рублей - на средства связи в точке присоединения, по 4-5 млн – за 10 километров расстояния до точки присоединения, названной РТРС. Пусть в среднем на одного оператора потребуется по 10 млн рублей, тогда суммарные субсидии из бюджета РФ для 1,1 тысячи операторов составят около 11 млрд рублей, или менее 0,007% от 174 трлн рублей, затраченных на цифровизацию России в 2009-2018 гг.
    По моим расчетам, такие субсидии - "мизерная" сумма в бюджете России, но они повысят технический уровень сетей КТВ и качество оказания услуг связи, включая ООТК. Для сравнения приведу такие объективные цифры ("от каждого по способностям - каждому по труду" или "кто-то работает, а кто-то ест…"):
    • б1) Минкомсвязи России и агентство Россвязь, где занято не более 2 тысяч человек (в основном - госчиновников), получили на прочие нужды около 14,0 млрд рублей в рамках федеральной программы "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.".
    • б2) Персонал 1,1 тысячи операторов КТВ составляет не менее 100 тысяч сотрудников, которые обеспечивают услугами связи на сетях КТВ более 11 млн абонентам, не получили ни рубля по программе цифровизации (несложная "цифровая" ГС КТВ стоит около 1 млн рублей).
    • б3) За последние пять лет 2 тысячи операторов перечислили в бюджет России примерно 158 млрд рублей от своих доходов за услуги связи, включая ООТК, на универсальные услуги (если средний доход от абонента составляет 10 рублей в месяц при малой средней рентабельности 10%), т. к. каждый оператор перечисляет 1,2% от доходов за услуги связи на кабельных сетях.

Может быть, учитывая вклад операторов в развитие телекоммуникаций, государство найдет возможность выделить желающим средства на присоединение к точкам РТРС? А количество операторов, получивших субсидии, покажет, насколько присоединение к РТРС актуально в России. Думаю, таких операторов будет очень немного.


На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.


Сообщить об ошибке