Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы»
Содержание
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2009 г. № 1349-р
1. Обоснование соответствия целей развития телерадиовещания приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
В период перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие и экономическую активность населения, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.
Создание в Российской Федерации единого информационного пространства, в первую очередь развитие телерадиовещания, направлено на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.
Одним из институтов, способствующих повышению темпов экономического развития, развитию человеческого капитала и повышению качества жизни, является государственная поддержка массовых коммуникаций.
Среди задач в сфере массовых коммуникаций выделяются:
- модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации, включая переход на цифровое вещание и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья;
- повышение адресности и увеличение разнообразия информационных услуг;
- разработка, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере массовых коммуникаций;
- обеспечение максимальной доступности для населения социально значимого пакета телерадиопрограмм федерального и регионального уровней.
Созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного наземного эфирного телерадиовещания в силу географических, социальных и экономических причин составляет основу информационного обеспечения населения страны. Для большинства населения страны единственным общедоступным источником получения телерадиоканалов является эфирное вещание.
Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее — ВГТРК), федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», открытое акционерное общество «Первый канал», федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь», федеральное государственное унитарное предприятие «Телевизионный технический центр «Останкино».
Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора телерадиовещания федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее — государственный оператор связи), ответственного за эфирное вещание на территории Российской Федерации программ общероссийских телерадиовещательных организаций — ВГТРК, открытого акционерного общества «Первый канал», открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «Петербург», открытого акционерного общества «Телекомпания НТВ».
В настоящее время имеются существенные различия в доступности эфирных телевизионных каналов для населения в различных регионах Российской Федерации.
В соответствии с отчетными данными Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям население России охвачено эфирным аналоговым телевизионным вещанием в следующих объемах:
- одной программой — 98,8 процента;
- двумя программами — 96,7 процента;
- тремя программами — 73,2 процента;
- четырьмя программами — 56,1 процента;
- пятью программами — 33 процента.
Наряду с бесплатным наземным эфирным телевизионным вещанием в крупных городах и населенных пунктах развивается платное кабельное и спутниковое телевидение, предоставляющее населению увеличенный пакет каналов и ряд дополнительных услуг.
Передающая сеть звукового радиовещания в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах для внутрироссийского вещания и иновещания, созданная на территории России к середине 80-х годов, обеспечивала практически полный охват населения России уверенным приемом государственных радиопрограмм и позволяла решать задачи по круглосуточному глобальному вещанию на 78 языках народов мира.
В результате значительного сокращения объемов вещания, прекращения государственного финансирования содержания мощных радиопередатчиков и износа оборудования Российская Федерация в настоящее время утратила место лидера мирового радиовещания. Значительно ухудшились качество и надежность вещания на иностранные государства. По состоянию на начало 2008 года общие потери аудитории государственного внутрироссийского вещания составили более 25 млн. человек.
В результате снижения загрузки и мощности передатчиков государственное радиовещание сегодня не может в полном объеме выполнить функцию оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных обязанностей таких радиостанций, как «Радио России» и «Маяк».
Стереофоническим УКВ-ЧМ-вещанием охвачено немногим более 1 процента территории Российской Федерации — города и крупные населенные пункты, общая численность населения которых составляет менее 70 процентов городского населения страны. Остальная часть территории и населения Российской Федерации охвачена радиовещанием в диапазоне коротких, средних и длинных волн, характеристики приема радиопрограмм в которых значительно уступают УКВ-ЧМ-вещанию.
Как показывают социологические исследования, существует острая потребность в создании и трансляции новых общероссийских каналов, в частности детского канала, юношеского канала, учебного канала, информационного канала новостей, канала путешествий, о флоре и фауне, военно-патриотического канала, канала научно-популярных программ и фильмов, канала передач о литературе, живописи, архитектуре и других.
Распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным, а с учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства, тем более для организации новых каналов вещания, становится бесперспективной.
Международным союзом электросвязи на конференции по планированию наземного цифрового вещания «Женева-06» установлен срок окончания переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание — 2015 год.
Задачи внедрения в Российской Федерации современных технологий распространения телерадиоканалов и выполнения международных соглашений в области электросвязи нашли отражение, в частности, в следующих решениях:
- о целесообразности внедрения в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB и о разработке программы развития в Российской Федерации системы цифрового телевизионного вещания DVB (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 706-р);
- об одобрении Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р).
Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания соответствует международным соглашениям, существующей экономической политике и приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Задачи создания современной материально-технической базы телерадиовещания в местах постоянного проживания населения страны, формирования благоприятных условий для появления новых востребованных обществом телеканалов и радиоканалов и формирования конкурентного рынка в этой сфере могут быть решены только при участии государства.
Целесообразность развития телерадиовещания в Российской Федерации с использованием программно-целевого метода определяется следующими факторами:
- масштабность и межотраслевой характер;
- высокая ресурсоемкость;
- ограниченные сроки;
- нахождение частотного ресурса в федеральной собственности;
- определение органами государственной власти федерального уровня условий использования частотного ресурса;
- международные обязательства Российской Федерации в области цифрового телерадиовещания;
- общегосударственная значимость, определяемая актуальностью социально-экономических задач, относящихся к компетенции различных органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием телерадиовещания;
- необходимость в комплексной взаимоувязке мероприятий по развитию телерадиовещания.
Главными задачами, стоящими перед государством в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы» (далее — Программа), являются:
- создание сети распределения и доставки до потребителя в цифровом формате общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов (далее — обязательные телерадиоканалы);
- обеспечение гарантированного распространения обязательных телерадиоканалов во всех населенных пунктах Российской Федерации;
- поддержание аналогового телевещания на период реализации Программы;
- обеспечение повсеместного государственного радиовещания заданного качества, то есть качества, эквивалентного или превосходящего качество стереофонического звучания CD-аудиозаписи.
Эффективное решение существующих проблем возможно только при участии государства и в рамках программно-целевого подхода, так как:
- мероприятия по развитию телерадиовещания в Российской Федерации в 2009—2015 годах будут носить межотраслевой и межрегиональный характер и потребуют согласованных действий различных органов государственной власти;
- развитие телерадиовещания относится к приоритетным задачам Российской Федерации;
- разработка и реализация мероприятий для решения существующих проблем потребует внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Применение программно-целевого метода при максимальной открытости и контроле со стороны Правительства Российской Федерации и общественных институтов обеспечит согласованную работу федеральных органов исполнительной власти, консолидацию финансовых ресурсов и вовлечение всех участников рынка в процесс достижения поставленных целей.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в сфере телерадиовещания без использования программно-целевого метода
Промедление с решением задач внедрения цифрового вещания и обновления спутниковой группировки ведет к усугублению следующих проблем:
- потеря частотного ресурса наземного вещания Российской Федерации в результате захвата сопредельными государствами частот в приграничной зоне шириной до 800 км (уже приняты государственные программы, идут строительство и эксплуатация цифровых сетей вещания на Украине, в Казахстане, государствах Балтии, Китае и Японии);
- потеря орбитальных позиций и орбитально-частотного ресурса Российской Федерации;
- сбои (вплоть до полной остановки) при предоставлении услуг спутниковой связи, в том числе для действующей системы телерадиовещания и связи специального назначения.
Отсутствие федеральной целевой программы развития телерадиовещания в Российской Федерации влечет за собой следующие негативные последствия:
- разрушение единого информационного пространства страны и усиление информационного влияния извне;
- ограничение возможности развития многоканального телерадиовещания, нарушение конституционного права граждан на получение информации;
- сокращение возможности оповещения населения при чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах и в особый период;
- прогрессивный рост бюджетных затрат на поддержание функционирования существующей государственной аналоговой телерадиовещательной сети;
- рост дальнейшего технологического отставания российских средств массовых коммуникаций от мирового уровня, потеря возможности равноправного вхождения в глобальное информационное общество.
Таким образом, эффективное решение задач развития телерадиовещания в установленные сроки без использования программно-целевого подхода представляется невозможным.
4. Возможные варианты реализации Программы
В соответствии с Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы основной целью развития телерадиовещания до 2015 года является обеспечение всего населения страны многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.
При определении оптимального варианта развития телевизионного вещания было проведено сравнение возможностей и стоимости развития и эффективности кабельного, спутникового непосредственного и эфирного вещания при условии охвата вещанием всего населения. В результате подтверждено, что эфирное вещание является самым простым, быстрым и наименее затратным способом охвата населения страны. Кроме того, этот вариант позволяет организовать региональное и местное вещание с учетом всех потребностей вещателей, обеспечить высокие надежность и скорость развертывания сетей.
В крупных населенных пунктах с высокой концентрацией населения и ресурсов эфирное наземное телевизионное вещание ограниченного количества социально значимых каналов дополняется платным кабельным телевидением, расширяющим перечень доступных каналов и предоставляющим дополнительные мультимедийные услуги.
В малых населенных пунктах, не охваченных наземным эфирным телерадиовещанием, экономически целесообразна непосредственная спутниковая телерадиотрансляция.
Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы определено, что наиболее приемлемым является вариант развития эфирного наземного цифрового телевизионного вещания как основы для гарантированного предоставления обязательных телерадиоканалов для большинства населения страны (более 98 процентов) с использованием технологий спутникового непосредственного телевизионного вещания в целях доведения охвата населения многоканальным вещанием до 100 процентов.
При анализе возможных вариантов развития телерадиовещания рассматривались следующие пути:
- на коммерческой основе при последующем переходе в основном на платное оказание услуг телерадиовещания населению;
- при государственной поддержке с сохранением существующего порядка предоставления услуг телерадиовещания для населения на бесплатной основе.
Первый вариант предполагает, что развитие телерадиовещания, в первую очередь создание цифровых сетей наземного эфирного вещания, осуществляется участниками рынка без бюджетного финансирования и не требует на этапе создания значительной государственной поддержки. Повышенные по сравнению с другими вариантами бюджетные расходы возникнут на этапе эксплуатации сетей при реализации мер государственной поддержки социально значимого телерадиовещания.
При осуществлении первого варианта необходимость коммерческой окупаемости инвестиционных вложений для реализации Программы приведет к ликвидации для большей части населения Российской Федерации бесплатного социально гарантированного телерадиовещания либо к чрезмерным бюджетным расходам, в результате чего неизбежны рост социальной напряженности, увеличение диспропорций в охвате населения многопрограммным вещанием, ставится под сомнение экономическая возможность гарантированного равноправного доступа всего населения страны к информации.
Развитие телерадиовещания, в частности переход от аналогового к цифровому вещанию, по данному варианту будет проходить бессистемно и медленно (минимум 15—20 лет). Как показывает опыт иностранных государств, прежде всего будут переведены на цифровое вещание крупные города, а в сельских и труднодоступных регионах этот процесс может растянуться на десятилетия. Сохраняется необходимость содержания в течение неопределенного срока существующей аналоговой государственной инфраструктуры вещания, в том числе за счет бюджетных средств. Существует опасность выхода за рамки установленного Международным союзом электросвязи срока перехода от аналогового к цифровому телерадиовещанию до 2015 года даже в критически важных приграничных регионах.
Данный вариант не приводит к решению проблемы, так как не предполагает создания единого информационного и культурного пространства, не обеспечивает приемлемого баланса между социально значимыми и коммерческими общедоступными услугами вещания, не гарантирует равномерного развития регионов нашей страны по уровню доступности услуг телевещания и не обеспечивает защиты ограниченного национального частотного ресурса.
Второй вариант предполагает создание условий государственной поддержки и бюджетного финансирования мероприятий Программы, а именно:
- формирование и закрепление на государственном уровне состава обязательных телерадиоканалов;
- первоочередное выделение частотного ресурса государственному оператору связи для распространения в цифровом формате обязательных телерадиоканалов;
- строительство сетей наземного цифрового вещания в каждом регионе, развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы отрасли на основе государственно-частного партнерства с определенной долей бюджетного финансирования;
- бюджетное субсидирование цифрового вещания обязательных телерадиоканалов.
Перечень обязательных телерадиоканалов формируется на основании решения Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания и утверждается Указом Президента Российской Федерации.
Трансляция обязательных телерадиоканалов на территории Российской Федерации обеспечивается государством силами государственного оператора связи. Сеть государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов модернизируется и переводится на цифровой формат вещания в первоочередном плановом порядке за счет средств федерального бюджета.
Сети распространения остальных телерадиоканалов развиваются на основе внебюджетных источников при нормативно-правовой, организационно-технической и лицензионной поддержке государства.
Фактором риска при переходе на повсеместный прием цифровых каналов и отключении аналогового вещания является низкая степень насыщения абонентов цифровым приемным оборудованием как для систем наземного, так и спутникового непосредственного телевизионного вещания. Недостижение достаточной степени насыщения цифровым приемным оборудованием в каком-либо регионе на момент завершения Программы потребует дополнительного поддержания параллельного аналогового и цифрового вещания и ограничит эффективное использование радиочастотного спектра. Способами минимизации указанных рисков являются следующие:
- проведение массовой кампании среди населения по разъяснению необходимости внедрения и преимуществ цифрового телерадиовещания, необходимости приобретения цифрового абонентского приемного оборудования, информированию о сроках, этапах и порядке перехода на цифровое вещание в каждом регионе;
- ввод ограничений в отношении производства российского и импорта иностранного телевизионного приемного оборудования, не оснащенного блоком приема цифровых каналов;
- ввод в действие поощрительных мер для российских предприятий, организующих производство бытовых устройств для систем цифрового вещания.
Такой подход позволит сократить до 5 лет срок перехода на цифровое вещание с охватом всего населения страны, сэкономить значительные средства федерального бюджета на поддержание аналоговой сети вещания и оплату услуг связи для аналогового вещания. Планомерное и повсеместное внедрение новых технологий на государственных сетях вещания создаст базу для интенсивного развития всей отрасли телерадиовещания. При реализации этого варианта экономические, социальные и технологические риски становятся минимальными.
Учитывая изложенное, в качестве наиболее предпочтительного предлагается рассматривать второй вариант.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы планируется осуществить в течение 2009—2015 годов в два этапа. Основной целью 1 этапа Программы (2009 год) является обеспечение условий для перехода на цифровой формат распространения программ, в частности разработка, экспертиза и утверждение системных проектов для первой очереди строительства цифровых сетей в субъектах Российской Федерации. Основной целью 2 этапа Программы (2010—2015 годы) является реализация запланированных мероприятий по развитию телерадиовещания, повсеместный переход на цифровое вещание, создание условий для последовательного отключения аналогового вещания в стране и завершение создания единого информационного пространства в Российской Федерации.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
Основной целью Программы является развитие информационного пространства Российской Федерации, обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества и повышение эффективности функционирования телерадиовещания.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- модернизация инфраструктуры государственных сетей телерадиовещания;
- перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;
- обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом;
- обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания;
- развитие сетей радиовещания;
- развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости, мобильное и с элементами интерактивности.
Реализация этих задач позволит выйти на принципиально новое качественное телерадиовещание, соответствующее интересам населения и государства и обеспечивающее эффективное вхождение России в мировое информационное пространство.
Для оценки эффективности хода реализации Программы по годам предполагается использовать следующие целевые индикаторы:
- численность населения Российской Федерации, не охваченного телевещанием;
- доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов;
- площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных наземным цифровым вещанием обязательных телерадиоканалов;
- доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа;
- доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов;
- количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием;
- доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевещанием;
- доля населения Российской Федерации, охваченного радиовещанием заданного качества;
- доля населения Российской Федерации, охваченного теле- и радиооповещением о чрезвычайных ситуациях.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы по годам представлены в приложении № 1.
7. Предложения по основным направлениям реализации Программы
Строительство наземных цифровых телевизионных сетей
Развитие наземного вещания в Российской Федерации осуществляется путем перехода на цифровые технологии телевизионного и радиовещания.
Частотный ресурс для цифровых наземных сетей эфирного вещания Российской Федерации выделяется в полосах радиочастот 174—230 МГц (диапазон МВ III) и 470—862 МГц (диапазон ДМВ) в соответствии с международным планом «Женева-06», принятым на Региональной конференции радиосвязи в 2006 году и одобренным решением Государственной комиссии по радиочастотам от 4 сентября 2006 г.
Цифровые сети в каждом субъекте Российской Федерации строятся путем дооснащения существующих объектов вещательной сети. Основой для проектирования цифровых сетей (координаты и мощность вещания) выступают сети государственного оператора связи, обеспечивающие на сегодняшний день максимальный охват населения наземным эфирным вещанием. Количество объектов государственной сети, подлежащих дооснащению, определяется системными проектами и составляет примерно 6500 единиц.
Системные проекты разрабатываются за счет собственных средств в соответствии с действующими нормативными документами, техническими нормами и правилами, используемыми в проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов вещания и отражающими:
- организацию связи и порядок оказания услуг связи;
- правила применения оборудования сетей телевизионного вещания;
- электроснабжение и электропитание;
- инженерные системы объектов связи.
В связи с тем что единовременный переход на цифровое наземное телевизионное вещание по всей территории России представляется невозможным, переход на цифровое телевизионное вещание предлагается проводить последовательно по регионам, начиная с отдельных радиопередающих станций. Отключение в регионе аналогового вещания телеканалов предлагается осуществлять при достижении пороговых значений показателей развития сети цифрового вещания данных телеканалов — охвата, эквивалентного зоне аналогового вещания, и высокой обеспеченности домохозяйств цифровым приемным оборудованием (более 90 процентов). Разработка проектов и строительство сетей в регионах проводятся в соответствии с частотно-территориальным и территориально-временным планом развертывания сетей цифрового вещания, при этом приоритетным является освоение приграничных районов Российской Федерации, планы переходного периода в которых требуют незамедлительной координации с сопредельными государствами.
Подготовка к переходу на цифровое наземное вещание в регионе включает в себя:
- разработку системного проекта построения сети цифрового вещания в данном регионе;
- ввод оператором в эксплуатацию сети цифрового вещания обязательных телерадиоканалов с охватом вещанием, эквивалентным действующей зоне аналогового вещания в регионе;
- мониторинг обеспеченности абонентским цифровым приемным оборудованием домохозяйств, принимавших телевизионный сигнал в данном регионе по эфиру.
Строительство наземных сетей цифрового вещания обязательных телерадиоканалов реализуется за счет средств федерального бюджета.
Территория Российской Федерации по своей протяженности с востока на запад разделена на 5 вещательных зон в целях максимального учета поясного времени в регионе вещания. Так как не все теле- и радиоканалы, включенные в состав обязательных телерадиоканалов, производятся в настоящее время с необходимым количеством временных дублей, в соответствии с Программой и за счет средств федерального бюджета проводится дооснащение аппаратных ВГТРК и федерального государственного унитарного предприятия “Телевизионный технический центр «Останкино» и дооборудование земных загрузочных станций федерального государственного унитарного предприятия «Космическая связь».
В связи с тем что создание цифровой сети эфирного вещания обязательных телерадиоканалов осуществляется на основе действующих объектов сети государственного оператора связи, модернизация и расширение существующей инфраструктуры (сеть антенно-мачтовых сооружений и оборудование инженерного обеспечения) имеет первостепенное значение для перехода на цифровое эфирное вещание и потребует реконструкции части действующих и строительства новых антенно-мачтовых сооружений, включая реконструкцию и замену аварийных сооружений, а также модернизации и замены антенно-фидерных устройств и систем энергообеспечения.
Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Создание и эксплуатация цифровых сетей телевещания требует оснащения эксплуатационных служб соответствующим контрольно-измерительным оборудованием. Типовой комплекс измерительного оборудования для систем DVB-T включает генератор телевизионного сигнала, тестовый приемник, анализатор спектра, анализатор транспортного потока. Необходимое количество стационарных и переносных комплектов измерительного оборудования первоначально планируется исходя из распределения пунктов вещания по мощности и составу вещательного оборудования. В последующем состав и количество измерительного оборудования корректируются исходя из опыта эксплуатации цифровой сети вещания. Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Создаваемые сети цифрового вещания должны обеспечивать возможность распространения в каждом регионе местных каналов, а также модификации обязательных телерадиоканалов в соответствии с потребностями региона. В этих целях в рамках Программы в каждом регионе на базе радиотелевизионных передающих центров государственного оператора связи планируется создание центров формирования мультиплексов (пакета теле- и радиоканалов, телерадиотрансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала), включающих в себя приемное оборудование, оборудование кодирования (декодирования), мультиплексирования каналов, а также линии связи. Такие центры должны обеспечивать прием обязательных телерадиоканалов со спутников, их обработку, включение местных врезок, формирование и последующую доставку обязательных телерадиоканалов с учетом местных информационных врезок на цифровые эфирные передатчики региона по спутниковым и (или) наземным линиям связи. При этом указанные центры станут составной частью единого производственно-технологического комплекса распространения программ, обеспечивающего решение общегосударственных задач по обеспечению максимальной доступности социально значимой информации для населения страны и повышению адресности информационных услуг. Создаваемые центры будут находиться в государственной собственности Российской Федерации. Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
В соответствии с частотно-территориальным и территориально-временным планом, а также по мере отключения отдельных каналов аналогового вещания и высвобождения частотного ресурса в регионах последовательно вводятся цифровые сети вещания 2-го, 3-го мультиплекса и иных, если это предусматривается системным проектом, мультиплексов. В рамках Программы строительство сетей вещания 2-го и 3-го мультиплексов, предназначенных для распространения эфирных телерадиоканалов свободного доступа (телерадиоканалов, распространяемых для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра), осуществляется как государственным оператором связи, так и иными операторами за счет собственных средств и средств внебюджетных источников.
Строительство цифровых наземных сетей эфирного вещания для трансляции остальных мультиплексов, в том числе в стандартах телевидения высокой четкости (ТВЧ), мобильного телевидения (DVB-H) и с возможностью предоставления зрителям интерактивных сервисов, осуществляется операторами связи без привлечения средств федерального бюджета в соответствии с частотно-территориальным планом и по согласованию с вещателями-заказчиками.
В рамках Программы планируется организовать во всех населенных пунктах, охваченных в настоящее время эфирным телевидением, вещание 3 цифровых мультиплексов, содержащих 20—24 телеканала свободного доступа, а в городах и крупных населенных пунктах — также до 3 телеканалов высокой четкости и до 10 телеканалов для мобильного приема.
Существующая сеть аналогового эфирного телевидения обеспечивает охват вещанием 98,8 процента населения Российской Федерации. При этом 1,2 процента населения страны (около 1,6 млн. человек), проживающего более чем в 10 тыс. малых населенных пунктах, не охвачены вещанием ни одной телевизионной программы.
Для обеспечения 100-процентного охвата населения обязательными телерадиоканалами методом наземного эфирного вещания потребовалось бы строительство до 10 тыс. новых объектов с маломощными эфирными передатчиками, что экономически и технически нецелесообразно. В этих населенных пунктах (с числом домохозяйств до 50 единиц) прием обязательных телерадиоканалов будет осуществляться с помощью системы спутникового непосредственного вещания теле- и радиоканалов по мере изготовления в рамках Программы и запуска многофункциональных спутников российской космической группировки.
Абонентские телевизионные приставки для приема эфирных цифровых телеканалов и комплекты индивидуального приема каналов спутникового непосредственного телевещания приобретаются населением самостоятельно.
Развитие наземного радиовещания
Анализ состояния мощного радиовещания в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах в развитых иностранных государствах подтверждает важность сохранения и развития радиовещания в этих диапазонах.
Принципиально важным условием развития отрасли является постепенный переход на цифровое радиовещание в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах. Внедрение цифрового радиовещания позволяет эффективно использовать ДВ-, СВ- и КВ-диапазоны и обеспечить вещание заданного качества. Цифровое радиовещание в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах пригодно как для местного регионального, так и для национального и зарубежного вещания. Условия распространения радиоволн в этих диапазонах позволяют покрывать радиовещанием большие удаленные территории России с малой плотностью населения, где другие виды радиовещания, в частности УКВ-ЧМ, развивать экономически нецелесообразно.
Внедрение цифрового радиовещания в Российской Федерации планируется проводить одновременно с оптимизацией и модернизацией государственной передающей сети мощного радиовещания. Имеющиеся в настоящее время радиопередатчики ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов сети мощного радиовещания, состоящие из оборудования разработки 50—60-х годов прошлого века, имеющего в большинстве своем степень физического износа 80—100 процентов, не пригодны для обеспечения вещания в соответствии с современными требованиями. Действующее передающее оборудование не пригодно также и для его реконструкции.
В целях развития государственной сети мощного радиовещания предполагается замена передатчиков ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов различных уровней мощности в соответствии с топологическими решениями системного проекта.
Одно из серьезных преимуществ цифрового радиовещания в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах состоит в том, что ширина полосы цифрового сигнала эквивалентна ширине полосы аналогового сигнала и не требуется выделения дополнительных участков частотного спектра для организации цифрового радиовещания. Переход на новый стандарт планируется осуществить при параллельной работе как в аналоговом, так и в цифровом формате с учетом постепенного наполнения рынка абонентским цифровым приемным оборудованием в Российской Федерации и в разных регионах мира.
В целях расширения охвата качественным государственным радиовещанием в УКВ-ЧМ-диапазоне в крупных городах и центрах субъектов Российской Федерации планируется создание и расширение многопрограммных сетей радиовещания.
Ввиду размещения радиовещательного оборудования, телевизионных передатчиков и, как правило, совместных антенно-фидерных устройств на одних и тех же антенно-мачтовых сооружениях, сроки и этапы замены и строительства новых объектов сети радиовещания в УКВ-ЧМ-диапазоне координируются в зависимости от модернизации объектов сети телевещания.
Финансирование данного направления планируется производить за счет средств федерального бюджета.
В рамках Программы необходимо:
- разработать системный проект, содержащий мероприятия по оптимизации и модернизации государственной передающей сети мощного радиовещания и радиовещания в УКВ-ЧМ-диапазоне;
- осуществить строительство и ввод в эксплуатацию объектов сети мощного радиовещания и радиовещания в УКВ-ЧМ-диапазоне на антенно-мачтовых сооружениях государственного оператора связи в соответствии с системным проектом.
Пополнение спутниковой группировки
Для внедрения и развития цифрового вещания на всей территории Российской Федерации в рамках Программы планируется осуществить согласованное развитие спутниковой распределительной сети по следующим направлениям:
- развитие российской орбитальной группировки спутников связи и вещания и обеспечение резервирования в целях повышения надежности и устойчивости функционирования системы телерадиовещания;
- ресурсное обеспечение трансляции обязательных телерадиоканалов для каждой вещательной зоны, телерадиоканалов свободного доступа, а также региональных телерадиоканалов и программных вставок, сформированных местными вещателями;
- внедрение единой российской системы закрытия спутниковых каналов для транслируемых телерадиоканалов.
Космические аппараты “Экспресс-АМ5”, “Экспресс-АМ6”, “Экспресс-АМ7”, “Экспресс-АМ8”, которые планируется создать в рамках Программы, должны стать основой для формирования современной орбитальной группировки, способной решать широкий спектр задач в области спутниковой связи и вещания. Осуществление работ по изготовлению ракет-носителей, разгонных блоков, а также обеспечение запусков предусмотрены Федеральной космической программой России на 2006—2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. № 635 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 683). Для согласования сроков выведения на орбиту космических аппаратов в рамках Программы Федеральное космическое агентство уведомляется государственным заказчиком об изготовлении и готовности к запуску указанных космических аппаратов.
Срок активного существования новых космических аппаратов — 15 лет, что позволит защитить заявленный Россией орбитально-частотный ресурс и обеспечить потребителей надежными каналами связи для организации сетей распределения и перегона телевизионных программ, в том числе высокой четкости, организации трансляций с передвижных репортажных телевизионных студий, а также для организации спутникового непосредственного телевизионного вещания и широкополосной передачи данных.
В соответствии с Программой финансирование работ по созданию указанных космических аппаратов осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников в равном соотношении.
Оплата услуг связи по распространению обязательных телерадиоканалов в переходный период
Государственная поддержка вещания общероссийских телерадиоканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 200 тыс. человек (с 2011 года — менее 100 тыс. человек) является предметом ежегодного текущего бюджетного планирования. Одновременный переход на повсеместное цифровое вещание и отключение аналогового вещания невозможны, так как требуется время на строительство и ввод в эксплуатацию цифровых сетей, а также время для обеспечения домохозяйств абонентским цифровым приемным оборудованием, вследствие чего Программой предусматривается параллельное функционирование аналоговых и цифровых сетей вещания до 2015 года.
В рамках Программы предусматриваются дополнительные финансовые средства для субсидирования параллельного аналогового и цифрового вещания в течение переходного периода в части оплаты вещания обязательных телерадиоканалов в населенных пунктах страны с населением менее 200 тыс. человек (с 2011 года — менее 100 тыс. человек). Ежегодный объем субсидирования услуг связи определен в соответствии с планируемым по годам Программы вводом цифрового оборудования и переходом на цифровое вещание.
Создание системы перевода в цифровой формат архивных материалов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, включая их обработку и классификацию
В целях обеспечения функции федерального государственного учреждения «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» по переводу в цифровой формат, обеспечению доступа к фондовым материалам, а также по комплектованию фондов обязательными экземплярами аудиовизуальной продукции в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» в рамках Программы необходимо реализовать мероприятия по реконструкции и развитию материально-технической базы федерального государственного учреждения «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм». Планируются строительство дополнительных мощностей производственного комплекса, установка и ввод в эксплуатацию оборудования, создание условий для организации системы управления фондовыми материалами.
Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета.
Информационно-разъяснительная кампания
Для обеспечения успешного и планомерного внедрения цифрового вещания в Российской Федерации необходимо проведение массовой информационно-разъяснительной кампании среди населения. В рамках данного мероприятия планируется разъяснять необходимость внедрения и преимущества цифрового телерадиовещания, необходимость приобретения цифрового абонентского приемного оборудования, информировать о сроках, этапах и порядке перехода на цифровое вещание в каждом регионе, а также консультировать по техническим вопросам. Предполагается централизованно создавать и распространять информационную продукцию, отвечающую задачам Программы, в центральных средствах массовой информации, создать и обеспечивать функционирование службы консультационной поддержки населения на период реализации Программы.
Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета.
8. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Предложения по объемам и источникам финансирования по основным направлениям Программы с разбивкой по годам приведены в приложениях № 2 и 3.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 122445 млн. рублей в ценах соответствующих лет.
Средства федерального бюджета в размере 76366 млн. рублей (62 процента) направляются в первую очередь на модернизацию инфраструктуры и строительство наземной сети цифрового вещания государственного оператора связи (27126 млн. рублей), развитие цифрового наземного радиовещания (13994 млн. рублей), создание многофункциональных спутников (13000 млн. рублей), оплату услуг связи по распространению обязательных телерадиоканалов в переходный период (19597 млн. рублей), развитие системы перевода в цифровой формат архивных материалов (1170 млн. рублей), проведение информационно-разъяснительной кампании среди населения (1200 млн. рублей) и управление реализацией Программы (279 млн. рублей).
Финансирование остальных мероприятий осуществляется исполнителями Программы за счет собственных средств и средств внебюджетных источников.
9. Оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации Программы
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- обеспечить 100 процентов постоянно проживающего населения Российской Федерации многоканальным цифровым телевещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов;
- обеспечить 100 процентов населения Российской Федерации многоканальным радиовещанием заданного качества;
- обеспечить возможность цифрового вещания российских радиоканалов на иностранные государства с высокой надежностью приема;
- обеспечить возможность доступа населения Российской Федерации к комплексным телекоммуникационным услугам, в том числе к широкому дополнительному выбору телерадиоканалов в каждом домохозяйстве на платной основе.
Реализация Программы приведет к росту экономической эффективности использования государственной собственности и отрасли телерадиовещания в целом, в том числе:
- обеспечит высвобождение и последующее эффективное и рациональное использование ограниченного радиочастотного ресурса в масштабах страны (при переходе на цифровое вещание возможно высвобождение 5 частотных каналов, охватывающих до 40 процентов населения страны);
- создаст условия для высвобождения земельных ресурсов (при модернизации и оптимизации сетей мощного радиовещания возможно высвобождение части территорий, находящихся в пользовании федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»);
- сократит совокупные бюджетные расходы на распространение телерадиоканалов при сохранении доступности телерадиовещания населению страны;
- расширит масштабы российского промышленного производства телерадиовещательного оборудования, позволит создать новые и задействовать неиспользуемые производственные мощности, открыть дополнительные рабочие места, в том числе в сфере научно-технической деятельности;
- будет способствовать развитию высокотехнологичного сектора экономики, созданию технологической и производственной основы для перехода к глобальному информационному обществу, сокращению, а затем и полному преодолению отставания Российской Федерации от мирового сообщества в области информационно-коммуникационных технологий;
- увеличит вклад отрасли телерадиовещания в валовый внутренний продукт страны.
10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Предлагается определить:
- государственным заказчиком — координатором Программы — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- государственными заказчиками Программы — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство связи и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Основными разработчиками Программы определены Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь».
Разработка Программы будет осуществлена под руководством Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
11. Предложения по механизму формирования мероприятий Программы
Координация деятельности государственных заказчиков и разработчиков Программы по подготовке программных мероприятий осуществляется государственным заказчиком — координатором Программы.
На основании предложений государственных заказчиков разработчики Программы совместно с государственным заказчиком — координатором Программы в установленные сроки формируют основные разделы перечня программных мероприятий.
Разработанный проект Программы согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в установленном порядке вносится в Правительство Российской Федерации на рассмотрение и утверждение.
12. Предложения по формам и методам управления реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы и координацию взаимодействия государственных заказчиков и разработчиков Программы осуществляет государственный заказчик — координатор Программы — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Государственный заказчик — координатор Программы до начала реализации Программы утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы, механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации, процедуры предоставления государственными заказчиками государственному заказчику — координатору Программы отчетности о ходе и результатах реализации Программы, процедуры обеспечения открытости информации о достигнутых показателях реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей.
Государственные заказчики разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты, необходимые для выполнения Программы, подготавливают ежегодно доклад о ходе реализации Программы, осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, подготавливают ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и совершенствованию механизма реализации Программы, организуют в установленном порядке размещение в электронном виде информации о ходе и результатах ее реализации, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
Мероприятия по сопровождению Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое, организационно-техническое, экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и результатов их выполнения) и контроль за ходом выполнения Программы.
Для обеспечения эффективного управления реализацией и контроля за ходом выполнения Программы Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования, маркетинговые исследования и пр.).
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Концепции федеральной целевой программы
«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации
на 2009—2015 годы»
Индикаторы | Единица измерения | Базовые данные 2008 года | Показатели | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
1.Численность населения Российской Федерации, не охваченного телевещанием | тыс. человек | 1600 | 1600 | 1600 | 1200 | 1200 | 600 | — | — |
2. Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов | процентов | 33 | 40 | 60 | 80 | 99 | 99,5 | 100 | 100 |
3. Площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных наземным цифровым вещанием обязательных телерадиоканалов | тыс. кв.км | — | — | 3189 | 5848 | 9768 | 17103 | 17103 | 17103 |
4. Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа | процентов | — | — | — | — | 25 | 50 | 75 | 100 |
5. Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов | процентов | — | — | 15 | 30 | 75 | 98,8 | 98,8 | 98,8 |
6. Количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием | единиц | — | — | 12 | 32 | 69 | 83 | 83 | 83 |
7. Доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевещанием | процентов | 15 | 13 | 10 | 6 | 3 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
8. Доля населения Российской Федерации, охваченного радиовещанием заданного качества | процентов | 70 | 70 | 70 | 75 | 80 | 90 | 95 | 100 |
9. Доля населения Российской Федерации, охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях | процентов | 85 | 87 | 90 | 94 | 97 | 98,8 | 98,8 | 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Концепции федеральной целевой программы
«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации
на 2009—2015 годы»
Объемы финансирования, всего | В том числе за счет средств | ||
---|---|---|---|
федерального бюджета | внебюджетных источников | ||
Строительство наземных цифровых телевизионных сетей — всего в том числе: | 60205 | 27126 | 33079 |
- капитальные вложения | 58539 | 26411 | 32128 |
- прочие нужды | 1666 | 715 | 951 |
2. Развитие наземного радиовещания — всего в том числе: | 13994 | 13994 | — |
- капитальные вложения | 13994 | 13994 | — |
- прочие нужды | — | — | — |
3. Пополнение спутниковой группировки — всего в том числе: | 26000 | 13000 | 13000 |
- капитальные вложения | — | — | — |
- прочие нужды | 26000 | 13000 | 13000 |
4. Создание системы цифровизации архивных материалов, их обработки и классификации — всего в том числе: | 1170 | 1170 | — |
- капитальные вложения | 1170 | 1170 | — |
- прочие нужды | — | — | — |
5. Оплата услуг связи по распространению обязательных телерадиоканалов в переходный период — всего в том числе: | 19597 | 19597 | — |
- капитальные вложения | — | — | — |
- прочие нужды | 19597 | 19597 | — |
6. Информационно-разъяснительная кампания — всего в том числе: | 1200 | 1200 | — |
- капитальные вложения | — | — | — |
- прочие нужды | 1200 | 1200 | — |
Управление реализацией Программы — всего в том числе: | 279 | 279 | — |
- капитальные вложения | — | — | — |
- прочие нужды | 279 | 279 | — |
Итого | 122445 | 76366 | 46079 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Концепции федеральной целевой программы
«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации
на 2009—2015 годы»
Источники и направления финансирования | Объемы финансирования 2009—2015 г.г., всего | В том числе | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||
I. Средства федерального бюджета | ||||||||
Минкомсвязь России — всего в том числе: | 1479 | — | 100 | 250 | 250 | 293 | 293 | 293 |
- капитальные вложения | — | — | — | — | — | — | — | — |
- НИОКР | — | — | — | — | — | — | — | — |
- прочие | 1479 | — | 100 | 250 | 250 | 293 | 293 | 293 |
Роспечать — всего в том числе: | 61662 | — | 4229,2 | 4915 | 16791,5 | 16072,3 | 10472 | 9182 |
- капитальные вложения | 41350 | — | 3562 | 3130 | 12989 | 11245 | 5857 | 4567 |
- НИОКР | — | — | — | — | — | — | — | — |
- прочие | 20312 | — | 667,2 | 1785 | 3802,5 | 4827,3 | 4615 | 4615 |
Россвязь — всего в том числе: | 13225 | — | 6500 | 6500 | — | 225 | — | — |
- капитальные вложения | 225 | — | — | — | — | 225 | — | — |
- НИОКР | — | — | — | — | — | — | — | — |
- прочие | 13000 | — | 6500 | 6500 | — | — | — | — |
Всего по разделу I в том числе: | 76366 | — | 10829,2 | 11665 | 17041,5 | 16590,3 | 10765 | 9475 |
- капитальные вложения | 41575 | — | 3562 | 3130 | 12989 | 11470 | 5857 | 4567 |
- НИОКР | — | — | — | — | — | — | — | — |
- прочие | 34791 | — | 7267,2 | 8535 | 4052,5 | 5120,3 | 4908 | 4908 |
II. Средства внебюджетных источников | ||||||||
Внебюджетные источники — всего в том числе: | 46079 | 847 | 775 | 447 | 6910 | 15365 | 14464 | 7271 |
- капитальные вложения | 32128 | 594 | 342 | 314 | 278 | 8865 | 14464 | 7271 |
- НИОКР | — | — | — | — | — | — | — | — |
- прочие | 13951 | 253 | 433 | 133 | 6632 | 6500 | — | — |
Итого по Программе | 122445 | 847 | 11604,2 | 12112 | 23951,5 | 31955,3 | 25229 | 16746 |