Константин Тимохин, «Первый канал»: «Мы надеемся, что запрос на подключение HbbTV пойдет от зрителей»

Добавлено 9 мая 2018 в 17:06

13 апреля на «Первом канале» прошел полуфинал пятого сезона «Голос. Дети», в трансляции которой впервые в России были реализованы интерактивные функции с применением технологии HbbTV. Этого события ждали в индустрии уже несколько лет. «Теле-Спутник» спросил у заместителя руководителя отдела информационных технологий Дирекции общественных связей и интернет-вещания «Первого канала» Константина Тимохина, почему телеканал запустил HbbTV именно сейчас и какие перспективы есть у этой технологии.

Константин Тимохин, «Первый канал»: «Мы надеемся, что запрос на подключение HbbTV пойдет от зрителей»

РТРС подготовил платформу HbbTV еще лет 5 назад. Почему «Первый канал» запустил услугу именно сейчас?

Самой технологии HbbTV уже почти 10 лет. Первая версия спецификации была создана в 2009 году и с тех пор постоянно развивалась. HbbTV может работать на телевизорах и устройствах, поддерживающих эту технологию, совершенно самостоятельно, без подключения к Интернету, но, конечно, с сильными ограничениями в силу низкой емкости «карусели». Только на устройствах, подключенных к Интернету, этот функционал можно использовать в полную силу, а также, что самое главное, получать обратную связь от зрителей.

Пять лет назад в России еще не было того количества устройств, поддерживающих HbbTV и подключенных к Интернету, которое могло бы заинтересовать телеканал — затраты на инфраструктуру и редакцию были просто нецелесообразны. На данный момент, по нашим расчетам и тестам, количество доступных устройств стало вполне приемлемым, и мы видим точки роста в этом направлении.

Если это не секрет, какой процент зрителей воспользовался соответствующей кнопкой на пульте для голосования? И соответствовал ли этот процент вашим ожиданиям?

Перед запуском HbbTV мы провели несколько прогонов интерактивного ТВ в нашем лайв-плеере на сайте. Конечно, паттерны смотрения в Интернете и эфирного ТВ сильно отличаются, однако какой-то опыт и статистику мы получили.

В ТВ мы получили результаты выше ожидаемых. Конечно, мы не рассчитывали, что все зрители, которые еще два часа назад ничего не знали об этой функции, начнут виртуозно с ней управляться. Однако статистика показала, что наша аудитория вполне продвинутая: каждый пятый из увидевших уведомления с ними взаимодействовал, CTR (click-through rate) составил 20%. На наш взгляд, просто прекрасный результат для совершенно уникального кейса в России.

Каким образом телеканал оценивал долю приемников с поддержкой HbbTV?

Для того, чтобы у вас заработала HbbTV, нужны три вещи. Первое — телевизор или сет-топ-бокс с поддержкой этой технологии. Второе — возможность принять цифровой сигнал и третье, чтобы ваш провайдер пропускал сигнал в неизмененном виде. При передаче HbbTV-услуги в транспортный поток включаются три элементарных потока: таблица AIT с метаданными приложения, метки (триггеры) событий и «карусель» данных. И многие операторы отбрасывают их в при ремультиплексировании цифровых пакетов на головной станции. Узнав от производителей оценку количества телевизоров с подключением к Интернету и учтя процент пользователей, подключенных через операторов, которые передают сигнал в неизменном виде или потенциально могут это сделать, мы получили возможное количество пользователей HBB — это несколько миллионов.

Понятно, что впереди у нас долгий путь достижения расчетных показателей, сейчас многое будет зависеть от операторов и производителей устройств. Со своей стороны, мы будем проводить просветительскую работу среди зрителей и ожидаем, что обладатели смарт ТВ, не подключенных к Интернету, все-таки их подключат ради нашего интерактива, что приведет к росту доступных устройств не только для телеканалов, использующих HbbTV, но также и другим участникам, например, онлайн-кинотеатрам.

В российских поставках некоторых моделей, которые в принципе поддерживают HbbTV, эта функция заблокирована. По крайней мере такая проблема замечена в телевизорах Samsung. Проводились ли переговоры с производителями приемников об активации этой функции?

Первое с чего мы начали — переговоры с производителями ТВ-устройств. К сожалению, в телевизорах Samsung функция HbbTV не просто отключена, но и убрана из настроек так, что ее невозможно включить. По утверждению представителей Samsung, функция HbbTV была отключена из-за невостребованности на российском рынке, что предполагало дополнительные накладные расходы при тестировании обновлений на всей линейке телевизоров. В Европе во всех телевизорах HbbTV включена, поскольку это является обязательной функцией на законодательном уровне. У нас, к сожалению, закон никак не регулирует этот аспект.

Сейчас мы ведем переговоры с производителями о включении этой функции. Будем рады, если и другие каналы, планирующие использовать этот функционал, к нам присоединятся.

Мы надеемся, что запрос на подключение HbbTV также пойдет «снизу», от зрителей, и производителям придется оперативно дать эту возможность просто для того, чтобы сохранить конкурентное преимущество на российском рынке.

Аббревиатура HbbTV расшифровывается как Hybrid Broadcast Broadband TV. Это стандарт, определяющий способ доставки интерактивных ТВ-услуг на приемник пользователя по вещательному и/или ШПД-каналу. Его основная задача — позволить вещателям построить интерактивное телевидение на стандартной платформе, не привязанной к корпоративным — операторским или производителей смарт ТВ. Первая версия HbbTV появилась девять лет назад и вскоре была взята на вооружение западноевропейскими вещателям. Они активно используют ее для доставки интерактивных услуг в сетях спутникового и эфирного телевидения, а последнее время начали внедрять применение формата и в интернет-среде.

Задумано ли прошедшее интерактивное голосование как тестовый эксперимент или это начало регулярного применения интерактивных функций на базе HbbTV? Если второе, то какие еще функции вы планируете реализовать через эту платформу? Какие интерактивные ТВ-услуги, по вашей оценке, могут быть востребованы в России?

Голосование в финале шоу «Голос. Дети» можно назвать удачным первыми запуском HbbTV в России, но никак не экспериментом. Уже сейчас на ежедневной основе телепрограмма «Давай поженимся!» идет с интерактивном режиме. Конечно, у нас огромные планы на эту технологию. Более того, одним HbbTV мы не ограничимся, а будем использовать аналогичные интерактивные функции во всех средах распространения телевизионного эфира «Первого канала»: в вебе, на мобильных платформах, в OTT-сервисах. Но это будет постепенно. Необходимо, чтобы сначала зрители привыкли к тому, что они могут не только молча смотреть эфир, но и взаимодействовать напрямую, сообщать свои эмоции, делиться мнением.

Надо понимать, что уровень взаимодействия в HbbTV в большинстве случаев ограничен пультом, а также надо учесть, что зритель обычно смотрит телевизор в расслабленном состоянии, поэтому уровень контакта должен быть максимально упрощен — минимум текста, больше картинок. В этом плане голосования с небольшим количеством пунктов — идеальный способ взаимодействия в HbbTV с пользователем.

С помощью обратной связи пользователь может влиять на происходящее на экране, например, в передачах, идущих в прямом эфире, можно проголосовать за участника, выбрать тему для обсуждения либо высказать свою оценку происходящему. Можно, например, оценить идущую передачу или фильм, тем самым получив «народный» рейтинг, который иногда интереснее профессиональных оценок. Можно найти массу применений этой технологии, мы пока только в начале пути, самое главное тут – соблюсти баланс и не напугать зрителя слишком большим количеством интерактива.

Видите ли вы возможности монетизации интерактивных функций? Если да, то каких?

В первую очередь – интерактивная реклама с таргетированием. Например, нажав кнопку на рекламном ролике автомобиля, пользователь сможет тут же записаться на тест-драйв у ближайшего дилера. Или, не сходя с дивана, заказать доставку того или иного товара домой. Думаю, что рекламодатели и агентства найдут много способов использовать этот новый функционал для достижения своих коммерческих целей. Также хочу заметить, что для нас принципиально важно не отпугнуть зрителя от новой технологии новыми рекламными возможностями. Зрителям надо дать привыкнуть к интерактивным функциям, чтобы интеракттивная реклама поверх телевизионного контента не вызывала отторжения. Наша первая задача - научиться гармонично взаимодействовать со зрителем, и только после этого внедрять интерактивные возможности в рекламу.

Ожидаете ли вы, что другие телеканалы эфирных мультиплексов поддержат инициативу «Первого»?

Мы очень на это надеемся и делаем все, чтобы для наших последователей это было проще и быстрее. Более того, мы прилагаем все усилия, чтобы HbbTV сразу развивалась в цивилизованном направлении. Например, нами подготовлен документ по отраслевым стандартам отображения и функционирования интерфейса HbbTV-приложений, который обсуждается совместно с РТРС и крупными вещателями, основная цель которого унифицировать элементы и логику взаимодействия приложения с пользователем, чтобы, переходя от канала к каналу, пользователь не терялся в вопросах «какую кнопку нажимать?» и «что это такое, и почему оно слева сверху?».

Теги

HbbTVSmart TVИнтерактивное телевидениеТелевидениеЦифровое телевидение

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.