Рынок платного ТВ: потери в приросте и две модели развития
Впервые за несколько лет годовой прирост абонентов платного телевидения в России составил менее 1 млн - 930 тысяч домохозяйств. Таковы предварительные итоги 2017 года на российском рынке платного ТВ, подведенные информационно-аналитическим агентством Telecom Daily.
За квартал число абонентов увеличивалось всего лишь 0,25 млн новых подписчиков, а общая абонентская база в итоге составила 42,13 млн абонентов. В 2016 году их было 41,28 млн.
Проникновение сервисов платного ТВ по итогам 2017 года составило 75%. Средний чек на одного абонента (ARPU) вырос и составил по итогам года 170 рублей в месяц (по итогам 2016 года был 155 рублей). Рост ARPU связан, в первую очередь, с использованием дополнительных сервисов, таких как отложенный просмотр, пауза и др.
"Деятельность в 2017 году не позволила операторам привлечь значительное число абонентов, что говорит о насыщении рынка новых подключений. Сейчас операторы стараются увеличивать выручку с каждого абонента, предлагаю больший спектр услуг. По-прежнему активен спутниковый сегмент, но 75% подключений за отчетный период пришлось на проводное вещание", - отметил генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.
В итоге самым популярным на рынке пока по-прежнему остается кабельное ТВ: его доля в общем объеме услуг составила 43%. Показатели спутникового телевидения ненамного ниже: на него приходится 39% рынка. Доля IPTV в 2017 году составила 18%.
Порядка 90% новых подключений в 2017 году принадлежит первой "пятерке" крупнейших телеоператоров.
Лидер рынка, спутниковый оператор "Триколор ТВ", за 2017 год увеличил абонентскую базу на 140 тысяч подписчиков, до 12,28 млн домохозяйств. Второй по величине игрок, "Ростелеком", увеличил базу подписчиков на 480 тысяч, до 9,78 млн. Идущий третьим "Эр-Телеком" увеличил базу сразу на 372 тысяч абонентов, до 3,342 млн. Рост компании в 2017 году происходил в основном не из-за органического роста, а сделок M&A.
"Орион" увеличил базу на 122,4 тысячи, до 3,342 млн абонентов, а МТС - на 36 тысяч, до 2,796 млн.
На долю "Ростелекома" снова пришлось порядка 50% от всех подключений за квартал.
№ п/п | Название компании | Число абонентов 2017 года | Число абонентов III квартала 2017 | Число абонентов 2016 года |
---|---|---|---|---|
1 | "Триколор ТВ" | 12 280 000 | 12 240 000 | 12 140 000 |
2 | "Ростелеком" | 9 780 000 | 9 660 000 | 9 300 000 |
3 | "ЭР-Телеком" | 3 342 000* | 3 150 000* | 2 970 000 |
4 | "Орион" | 3 075 400 | 3 032 300 | 2 953 000 |
5 | МТС | 2 796 000** | 2 785 000 | 2 760 000** |
- * – с учетом абонентов купленных компаний в 2017 году (Акадо СПб и Екатеринбург, ВестКолл Волгоград и др.
- ** – без учета спутникового сегмента, так как нет предоставленных официальных данных от МТС по спутниковому сегменту.
Стоит отметить, что среди проводных операторов в прошлом году были отчетливо заметны две модели развития. Первую реализовывал "Ростелеком": компания выходила в новые регионы и строила сети, а затем подключала новых абонентов и переводила старых с устаревших технологий на новые. Второй модели следовал "Эр-Телеком", который в начале года активно работал над увеличением числа продвигаемых абонентам услуг в регионах своего присутствия, а затем перешел к сделкам по покупке игроков, что позволило оператору увеличить свою абонентскую базу более чем на 350 тысяч домохозяйств.
"Итоги 2017 года в полной мере свидетельствуют о том, что наиболее интересные тренды развития рынка платного телевидения сегодня формируются за рамками органического роста. Большинство участников, ориентированных на долгосрочную стратегию развития, заинтересованы в расширении своего присутствия в различных средах вещания, поиске новых аудиторий для своих услуг, а также в выходе на новые территории. Ресурсы при этом неоднородны, поэтому в ближайшей перспективе нас ждет время конвергентных продуктов и стратегических партнерств", - считает генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский.