Ericsson: половина телесмотрения в 2020 году придется на мобильные устройства
Согласно исследованию Ericsson ConsumerLab, к 2020 г. 50% всего телевизионного и видеоконтента пользователи будут смотреть на экранах мобильных устройств. Услуги видео по запросу (Video on demand, VоD) сравняются по популярности с линейным телевидением. Кроме того, каждый третий зритель будет через три года пользоваться технологиями виртуальной реальности. Телеком-операторы соглашаются с выводом экспертов и заявляют о готовности к изменениям в поведении абонентов.
Специалисты Ericsson ConsumerLab провели примерно 20 тыс. онлайн-интервью с людьми в возрасте 16-69 лет из 13 стран (Россия, Бразилия, Канада, Китай, Германия, Индия, США и др.).
В настоящее время распространение линейного телевидения, трансляций в прямом эфире и VoD, контента для скачивания и записанного на носителях (фильмы и передачи на DVD и Blu-ray) привело к рекордному росту среднего показателя смотрения до 30 часов в неделю.
При этом темпы роста потребления контента по запросу опережают аналогичные показатели для эфирных каналов: в настоящее время VoD предпочитают 60% респондентов (рост на 50% по сравнению с 2010 годом).
Растет и востребованность различных VoD-сервисов: средний зритель в 2012 году пользовался 1,6 сервисами, в текущем году — 3,8 сервисами, причем 2 из 5 пользователей платят за VoD-сервисы, а 32% опрошенных намерены увеличить расходы на такие сервисы в ближайшие 6-12 месяцев. Более трети пользователей хотят пользоваться VoD-контентом даже находясь за границей.
Почти 50% всего телевизионного и видеоконтента в 2020 г. пользователи будут смотреть на смартфонах, планшетах и ноутбуках. Мобильное смотрение в перспективе 2020 года вырастет на 85% по сравнению с 2010 годом. Быстрее всего будет расти просмотр видео на смартфонах, доля которых в мобильном смотрении составит 25% (рост на 160% по сравнению с 2010 годом). Кроме того, через три года 40% времени смотрения будет приходиться на мобильные устройства.
Согласно исследованию, больше всего времени на просмотр видео тратят люди в возрасте 16-19 лет – в среднем, 33 часа в неделю (рост на 10 часов по сравнению с 2010 годом). Как и в 2013 году, 80% смотрения зрителей в возрасте 60-69 лет приходится на традиционное телевидение.
Разнообразие контента усложняет его выбор: время его поиска за год выросло на 13% и достигло почти 1 часа в день. Россияне тратят на поиски ТВ-контента 36 минут в день. В РФ также активно, как и в мире в целом, растет мобильное потребление видео: к 2020 году на 70% больше, чем в 2011 году. За три года продолжительность смотрения российского зрителя вырастет на 10%, до 32 часов в неделю.
К 2020 г. треть зрителей планируют пользоваться технологиями виртуальной реальности (VR), которые будут играть важную роль в развитии телевидения и видеосервисов. "Виртуальная реальность и эффект присутствия обеспечивают возможность создавать персонализированные взаимодополняющие услуги и улучшают опыт смотрения", - отмечается в исследовании. Почти 55% респондентов ждут снижения цен на VR-устройства, а 50% рассчитывают на увеличение подборки контента с дополненной реальностью. Кроме того, 30% опрошенных полагают, что привлекательность VR-контента будет выше, если необходимые устройства можно будет не покупать, а брать у провайдера.
Исследование зафиксировало рост требований к качеству картинки. HD-телевизоры есть у 85% опрошенных (75% в 2012 году), а 4K/UHD-телевизорами пользуются 20% опрошенных. Примечательно, что люди хотели бы смотреть 4K/UHD-контент на компактных устройствах, обходясь без телевизора с большим экраном. Почти 50% респондентов полагают, что в будущем для этого будут использоваться VR-устройства.
"Мы по-прежнему наблюдаем бум мобильного смотрения, начавшийся еще в 2010 г. Пользователи не только смотрят больше видео, но и меняют подход к просмотру. Кроме того, в этом году стал очевидным интерес к виртуальной реальности", - говорит старший советник Ericsson ConsumerLab Андерс Эрландссон.
Пресс-служба Ericsson уточняет, что в ходе исследования опрашивались респонденты, имеющие дома ШПД и смотрящие ТВ и видео, как минимум, раз в неделю. Почти все опрошенные пользуются Интернетом ежедневно. Данные исследования релевантны для 1 млрд человек.
"Наша компания готова к любым изменениям в потребительском поведении, - говорит представитель ПАО "Ростелеком". - Уже сегодня у наших абонентов есть возможность смотреть ТВ-передачи и кино на абсолютно любом экране - телевизоре, десктопе и ноутбуке, планшете и смартфоне. С помощью услуги "Мультискрин" все устройства объединяются в одно пространство для просмотра контента". Он напомнил, что всего к "Мультискрину" можно подключить до пяти устройств. Он также отметил, что оператор прослеживает тенденцию к росту доли нелинейного смотрения. "Но пока телевизионный приемник остается главным экраном, поскольку удобно, привычно и это по-настоящему большой экран", - пояснил он.
Пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева отметила, что исследование подчеркивает очевидный тренд: доля мобильного телесмотрения с развитием новых технологий и удешевлением абонентских устройств будет расти. "Это наглядно подтверждает наш опыт запуска многофункционального приложения Veon. Там канал с фильмами является одним из самых популярных каналов приложения. Рубрика обновляется раз в неделю и для всех пользователей приложения абсолютно бесплатна, а для пользователей "Билайна" мобильный трафик не тарифицируется", - уточнила она.
Представитель ПАО "МегаФон" тоже соглашается с выводами исследования. Видеоконтент "МегаФон.ТВ" на смартфонах сегодня смотрит подавляющее большинство абонентов - около 70%. "Для удобного смотрения на планшетах и смартфонах мы в первую очередь предоставляем качественную сеть с широким интернет-покрытием и высокими скоростями LTE. А если по каким-то причинам интернет отсутствует, к примеру, в момент полета, то в наш сервис мы внедрили функцию "загрузки фильмов", чтобы контент можно было просмотреть офлайн", - отметил он.
Услуга VR, по мнению сотрудника "МегаФона", пока не так популярна в России. Это связано с высокой ценой на дополнительные устройства и небольшим выбором подобного контента. Но развитие такой услуги - вопрос времени.