Аудитория платного ТВ в России прекратила расти

Добавлено 3 октября 2017 в 17:15

Прирост абонентской базы платного телевидения в первом полугодии 2017 г. был рекордно низким по сравнению с показателями 2015-2016 гг. Эксперты считают, что вернуться к прежним темпам роста уже не получится. Операторам придется извлекать дополнительные прибыли за счет увеличения объема потребляемых услуг.

Спад экономики

По итогам II кв. 2017 г. у российского платного телевидения стало на 270 тыс. абонентов больше. По сравнению с темпами роста аудитории платного ТВ в 2015-2016 гг. это можно расценивать как провал. В I кв. 2017 г. дела обстояли еще хуже, поскольку сыграл свою роль сезонный фактор — прирост аудитории составил всего 180 тыс. подписчиков. Поэтому все полугодие оценивается как провальное, сообщает информационно-аналитическое агентство TelecomDaily. Количество абонентов платного ТВ в России по итогам первой половины 2017 г. составило 41,65 млн. человек.

Для сравнения: в 2016 г. число подписчиков платного ТВ увеличивалось в среднем на 395 тыс. человек за один квартал. Для последних трех кварталов 2015 г. прирост составил 700 тыс., 400 тыс. и 520 тыс. абонентов соответственно. По словам гендиректора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова, возврата к таким темпам роста аудитории уже не будет. Бизнес будет развиваться за счет увеличения объема потребляемых услуг.

Аудитория платного ТВ в России демонстрирует спад темпов роста
Аудитория платного ТВ в России демонстрирует спад темпов роста

По итогам первого полугодия 2017 г. проникновение сервисов платного телевидения достигло 73%. Доля кабельного ТВ в общем объеме услуг составляет 47%, за ним идет спутниковое ТВ. В среднем каждый абонент тратит на платное телевидение порядка 152 руб. в месяц.

Лидеры рынка

Около 90% абонентов, подключивших платное ТВ во II кв. 2017 г., выбрали услуги компаний, которые входят в топ-5 российских телеоператоров. Более 50% новых подписчиков заключили договор с «Ростелекомом», такое явление наблюдается второй квартал подряд.

Аудитория спутникового провайдера «Триколор ТВ» выросла за минувший квартал на 60 тыс. абонентов. Сейчас услугами оператора пользуются 12,21 млн домохозяйств. Компания занимает первое место на российском рынке платного ТВ.

На второй строчке топа находится «Ростелеком», чья аудитория во II кв. 2017 г. достигла 9,55 млн абонентов, увеличившись на 140 тыс. домохозяйств. Третий по величине оператор «Орион» добавил в базу 29,5 тыс. абонентов, сейчас у него 3,008 млн подписчиков.

Четвертое место в рейтинге занимает оператор «ЭР-Телеком», его аудитория увеличилась за минувший квартал на 5 тыс. абонентов и достигла 2,97 млн домохозяйств. Первую пятерку замыкает МТС, который привлек 10 тыс. новых подписчиков, расширив абонентскую базу до 2,775 млн домохозяйств.

Таким образом, по итогам первого полугодия 2017 г. «Триколор ТВ» контролирует 29,29% рынка, «Ростелеком» — 22,91%, «Орион» — 7,22%, «ЭР-Телеком» — 7,13%, МТС — 6,66%, остальные операторы — 26,79%.

Доля рынка российских телеоператоров по итогам первого полугодия 2017 г.
Доля рынка российских телеоператоров по итогам первого полугодия 2017 г.

Комментарии экспертов

По словам гендиректора ГК «Орион Экспресс» Кирилла Махновского, стагнация естественного роста на рынке платного ТВ была ожидаемой. Это не касается спутникового телевидения, которое показывает положительную динамику. Самое интересное на рынке сейчас — это не его естественный рост, а приход в Россию крупных зарубежных операторов, запуск российских нишевых каналов и развитие мультисредовых сервисов, считает Махновский.

По его наблюдениям, перспективным является добавление новых каналов в мобильном приложении. С начала 2017 г. «Орион» существенно увеличил их количество, и это уже принесло результаты: число установок выросло на 42% по сравнению с концом 2016 г. По состоянию на 1 июля количество посещений раздела «Кинотеатр» было больше 38 тыс. Посетители раздела просмотрели свыше 12 тыс. фильмов.

"Триколор ТВ" также вводит дополнительные услуги и сервисы нелинейного просмотра для привлечения абонентов, говорят в компании. В том числе за счет этого за последние четыре года средний чек абонентов "Триколора ТВ" вырос почти в два с половиной раза, ежегодный рост ARPU составляет около 25%, указывает представитель оператора. "Судя по ARPU спутниковых операторов, дополнительные сервисы сейчас увеличивают выручку на 15–20%",— оценивает Денис Кусков.

При существующем уровне проникновения платного ТВ в России для развития сегмента требуются новые форматы, считает представитель "Триколора ТВ". "Можно говорить о том, что спрос на "просто ТВ" удовлетворен",— подтверждают в "Ростелекоме". Абонентам важнее не количество каналов, а дополнительные функции. У "Ростелекома" выручка от дополнительных сервисов растет быстрее, чем от сегмента платного ТВ. По итогам первого квартала 2017 года динамика от VoD-сервисов составила 41% к аналогичному периоду 2016 года, оборот от платного ТВ вырос на 18,3%. ARPU платного ТВ у оператора увеличился на 11,9%, до 225 руб.

Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков также считает, что у спутникового сегмента платного ТВ хорошие перспективы, так как «с инфраструктурой в регионах по-прежнему все не просто». Спутник остается востребованной технологией передачи телесигнала за счет малой оптоволоконной инфраструктуры в регионах. Эту инфраструктуру активно развивает только "Ростелеком", который за счет этого и подключил около 50% новых абонентов, поясняет аналитик. Темпы роста интерактивного ТВ пока невелики опять же из-за проблем с инфраструктурой: большинство других операторов пока не строит сети в новых регионах. В этом сегменте на "Ростелеком" пришлось более 60% новых подключений. В "Ростелекоме" пока не могут подтвердить эти оценки — оператор еще не раскрывал итоги второго квартала, отмечает представитель компании Валерий Костарев. Но IPTV остается самым быстрорастущим сегментом рынка, говорит он.

Теги

Кабельное телевидениеМТСПлатное телевидениеРостелекомСпутниковое телевидениеТелевидениеТриколорЭкономика

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.