Что вы должны знать о телевизионных технологиях
Игра престолов никогда не выглядела так хорошо.
Огромное количество конкурирующих телевизионных технологий сбивает с толку. Даже если вы вооружены техническими образованием и опытом, конкуренты используют похожие терминологии для различных эксплуатационных характеристик. Данная статья охватывает лишь малую часть технологий: 4k/UHD, частоту кадров, OLED, HDR, квантовые точки и квантовые светодиоды.
Разрешение (4k, UHD)
Одним из способов улучшить телевидение является увеличение разрешения. После того, как мы все заметили поразительную разницу между старыми телевизорами (480p) и новыми HD телевизорами (1080p), компании переходят к еще более высоким разрешениям, таким как UHD и 4k телевизоры. Тем не менее, хитрые производители теперь ссылаются на горизонтальное разрешение, вместо вертикального, как было раньше.
Чтобы внести ясность:
- стандартный HD – 1080 x 1920 пикселей;
- новый 4k стандарт – 2016 x 4096 пикселей;
- Ultra HD (UHD) стандарт – 2016 x 3840 пикселей;
- (неплохой 34" игровой монитор, который никто из нас не может себе позволить) Acer Predator X34 – 1440 x 3440 пикселей.
Несмотря на уменьшающиеся размеры пикселей, начиная с определенного расстояния просмотра, увеличение количества пикселей становится невозможно заметить человеческим глазом. Ниже приведена диаграмма замечаемого разрешения в зависимости от расстояния просмотра и размера экрана (источник).
Частота кадров
Вы когда-нибудь смотрели Blu-Ray на действительно хорошем телевизоре и замечали, что он выглядит странно, как мыльная опера или как документальный фильм о том, как ее снимали? Этот иногда раздражающий эффект обусловлен частотой кадров. Обычное телевидение и фильмы снимаются с частотой около 30 кадров в секунду (FPS), а мыльные оперы и некоторые фильмы снимаются с большей частотой кадров, например, 60 FPS (и более). Если ваш телевизор может показывать видео с этой большей частотой кадров (смотрите частоту обновления кадров (частоту развертки) вашего телевизора), движение кажется более естественным, а цвета, как можно заметить, не размываются. К сожалению, этот эффект ассоциируется с мыльными операми, и поэтому у многих людей он вызывает отрицательное впечатление. Тем не менее, реализм, создаваемый данным эффектом, очень подходит для спортивных событий и прямых эфиров, и, я думаю, что мы будем постепенно к нему привыкать.
OLED
Органические светодиоды (Organic Light Emitting Diodes, OLED) – технология освещения, которая работает как и обычные светодиоды, но построенные из органических полимеров. Эти полимеры могут обладать рядом возможностей, которые обычным светодиодам недоступны. Они могут быть гибкими, очень маленькими и прозрачными. Из-за этих особенностей они изменяют внешний вид наших телевизоров. OLED телевизоры изогнутые, гибкие, и теперь могут быть полностью прозрачными, как если бы окно или зеркало по нажатию кнопки стало бы дисплеем. Проблема с OLED светодиодами заключается в сложности изготовления больших дисплеев. Если невозможно устранить проблемы производства, они просто заменяются более масштабируемой технологией.
HDR
High-Dynamic-Range (HDR) возник, как технология получения изображений (iPhone), которая теперь реализуется с дисплеями. HDR изображения состоят из нескольких снимков, сделанных с разным временем выдержки, что позволяет получить более черными темные места и более яркими освещенные места. С видео дело обстоит похожим образом, но уже с просто весовыми значениями пикселей в большую или меньшую стороны. Эффект, который мы видим, – более темные тени и более яркие освещенные места. Текущей проблемой здесь является выделение темных и светлых областей. Изображения кажутся более яркими, но при использовании крайних значений кажется, что темные и светлые зоны влияют на близлежащие пиксели. Это может быть исправлено продвинутыми технологиями распознавания.
Квантовые точки
В настоящее время это не столько технология освещения, сколько технология фильтрации света. При использовании существующих светодиодных способов освещения добавляется дополнительный слой «квантовых точек» (или, как их называет Samsung, «нанокристаллов»), который действует как световой фильтр для создания более ярких цветов. Но и этот слой всё еще покрывается LCD слоем. В настоящее время проблема с данной технологией заключается в склонности к перенасыщению. Это, скорее всего, из-за распределения точек на подложке и будет исправлено, когда инженеры выяснят, как лучше изолировать и точно управлять концентрацией точек, которые работают на разных длинах волн, а также как они возбуждаются. В настоящее время используется более мощный синий светодиод и вероятно заставляет флуоресцировать больше среднего менее мощные точки (красные).
Квантовые светодиоды
Технология, связанная с квантовыми точками, в настоящее время называется «квантовыми светодиодами» или, в соответствии с лексической последовательностью Samsung, «Crystal LED». С точки зрения физики, они очень похожи на квантовые точки. Тем не менее, при реализации в телевизоре они являются новой парадигмой технологии отображения. Вместо использования жидких кристаллов для закрывания пикселей, которые подсвечиваются синим светодиодом, каждый отдельный пиксель сам является источником света. Это уменьшение действующих слоев может увеличить скорость обновления и уменьшить толщину телевизора. Это может также упростить масштабирование до больших дисплеев по сравнению с OLED. Данная технология по сравнению с OLED пока находится в зачаточном состоянии (но электроника сейчас развивается быстро).
В целом, для телевизоров не существует идеальной технологии. Впечатление зрителя очень зависит от того, для чего в основном будет использоваться телевизор (прямые эфиры спортивных событий, видеоигры, детские фильмы и т.д.), и от того, каким функционалом обладает конкретный телевизор. Надеюсь, у вас сложилось представление о том, как работают различные технологии, и как они влияют на яркость деталей в фильмах. Приятного просмотра!