4.9 – Логические (булевы) значения

Добавлено 1 мая 2021 в 15:38

В реальной жизни часто задаются вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». «Яблоко – это фрукт?». Да. «Тебе нравится спаржа?». Нет.

Теперь рассмотрим аналогичное утверждение, на которое можно ответить «верно/истина» (true) или «неверно/ложь» (false): «Яблоки – это фрукты». Совершенно очевидно, что это истина. Или как насчет «Я люблю спаржу». Абсолютно неверно (фу!).

Такие предложения, которые имеют только два возможных результата: да/истина или нет/ложь, настолько распространены, что многие языки программирования включают в себя специальный тип данных для работы с ними. Этот тип называется логическим (булевым, Boolean) типом (примечание: Boolean на английском правильно пишется с заглавной буквы, потому что этот тип назван в честь своего изобретателя Джорджа Буля).

Логические переменные

Логические переменные – это переменные, которые могут иметь только два возможных значения: true (истина) и false (ложь).

Чтобы объявить логическую переменную, мы используем ключевое слово bool.

bool b;

Чтобы инициализировать или присвоить логической переменной значение истина или ложь, мы используем ключевые слова true и false.

bool b1 { true };
bool b2 { false };
b1 = false;
bool b3 {}; // по умолчанию инициализируется значением false

Так же, как унарный оператор минус (-) может использоваться для превращения положительного числа в отрицательное, логический оператор НЕ (!) Может использоваться для переключения логического значения с true на false или с false на true:

bool b1 { !true };  // b1 будет инициализирована значением false
bool b2 { !false }; // b2 будет инициализирована значением true

Логические значения на самом деле не хранятся в логических переменных в виде слов «true» или «false». Вместо этого они хранятся как целые числа: true становится целым числом 1, а false становится целым числом 0. Аналогично, когда вычисляются логические значения, они на самом деле не оцениваются как «true» или «false». Они оценивают целые числа 0 (false) или 1 (true). Поскольку логические значения фактически хранят целые числа, они считаются целочисленным типом.

Печать логических переменных

Когда с помощью std::cout мы печатаем логические значения, std::cout печатает 0 для false и 1 для true:

#include <iostream>
 
int main()
{
    std::cout << true << '\n';  // true вычисляется как 1
    std::cout << !true << '\n'; // !true вычисляется как 0
 
    bool b{false};
    std::cout << b << '\n';  // b равно false, которая вычисляется как 0
    std::cout << !b << '\n'; // !b равно true, которая вычисляется как 1
    return 0;
}

Вывод этой программы:

1
0
0
1

Если вы хотите, чтобы std::cout выводил «true» или «false» вместо 0 или 1, вы можете использовать std::boolalpha. Например:

#include <iostream>
 
int main()
{
    std::cout << true << '\n';
    std::cout << false << '\n';
 
    std::cout << std::boolalpha; // выводим логические переменные как true или false
 
    std::cout << true << '\n';
    std::cout << false << '\n';
    return 0;
}

Эта программа напечатает:

1
0
true
false

Чтобы отключить этот способ вывода, вы можете использовать std::noboolalpha.

Преобразование целочисленных значений в логические

Вы не можете инициализировать логическое значение целым числом, используя унифицированную инициализацию:

#include <iostream>
 
int main()
{
	bool b{ 4 }; // ошибка: сужающее преобразование запрещено
	std::cout << b;
	
	return 0;
}

(примечание: некоторые версии g++ не обеспечивают генерирование этой ошибки)

Однако в любом контексте, где целочисленное значение может быть преобразовано в логическое значение, целое число 0 преобразуется в false, а любое другое целое число преобразуется в true.

#include <iostream>
 
int main()
{
	std::cout << std::boolalpha; // выводим логические значения как true или false
 
	bool b1 = 4; // копирующая инициализация допускает неявное преобразование int в bool
	std::cout << b1 << '\n';
 
	bool b2 = 0; // копирующая инициализация допускает неявное преобразование int в bool
	std::cout << b2 << '\n';
 
	
	return 0;
}

Эта программа напечатает:

true
false

Ввод логических значений

Ввод логических значений с помощью std::cin начинающих программистов иногда сбивает с толку.

Рассмотрим следующую программу:

#include <iostream>
 
int main()
{
	bool b{};   // по умолчанию инициализируется значением false
	std::cout << "Enter a boolean value: ";
	std::cin >> b;
	std::cout << "You entered: " << b << '\n';
 
	return 0;
}
Enter a Boolean value: true
You entered: 0

Погодите, что?

Оказывается, std::cin принимает для логических переменных только два входных значения: 0 и 1 (а не true или false). Любые другие входные данные вызовут молчаливый сбой std::cin. В этом случае, поскольку мы ввели true, std::cin молча завершился ошибкой. Неудачный ввод также обнулит переменную, поэтому b также получит значение false. Следовательно, когда std::cout печатает значение b, он печатает 0.

Чтобы заставить std::cin принимать в качестве входных данных «false» и «true», необходимо включить параметр std::boolalpha.

#include <iostream>
 
int main()
{
	bool b{};
	std::cout << "Enter a boolean value: ";
	// бработка "false" и "true" как логических значений
	std::cin >> std::boolalpha;
	std::cin >> b;
	std::cout << "You entered: " << b << '\n';
 
	return 0;
}

Однако, когда включен std::boolalpha, «0» и «1» больше не будут обрабатываться как логические значения.

Логические возвращаемые значения

Логические значения часто используются в качестве возвращаемых значений для функций, которые проверяют, является ли что-то истинным или нет. Такие функции обычно называются, начиная со слова is (т.е. «является», например, isEqual) или has (т.е. «имеет», например, hasCommonDivisor).

Рассмотрим следующий пример, очень похожий на приведенный выше:

#include <iostream>
 
// возвращает true, если x и y равны, иначе false
bool isEqual(int x, int y)
{
    // operator== returns возвращает true, если x равно y, и false в противном случае
    return (x == y); 
}
 
int main()
{
    std::cout << "Enter an integer: ";
    int x{};
    std::cin >> x;
 
    std::cout << "Enter another integer: ";
    int y{};
    std::cin >> y;
 
    std::cout << std::boolalpha; // выводим логические значения как true или false
    
    std::cout << x << " and " << y << " are equal? ";
    std::cout << isEqual(x, y); // вернет true или false
 
    return 0;
}

Ниже показан результат двух запусков этой программы:

Enter an integer: 5
Enter another integer: 5
5 and 5 are equal? true
Enter an integer: 6
Enter another integer: 4
6 and 4 are equal? false

Как это работает? Сначала мы читаем целочисленные значения для x и y. Затем вычисляется выражение isEqual(x, y). При первом запуске это приводит к вызову функции isEqual(5, 5). Внутри этой функции вычисляется 5 == 5, возвращая значение true. Значение true возвращается вызывающей функции для печати с помощью std::cout. При втором запуске вызов isEqual(6, 4) возвращает значение false.

К логическим значениям нужно немного привыкнуть, но как только вы начнете думать о них, они сразу же покажут свою простоту! Логические значения также являются огромной частью языка – вы в конечном итоге будете использовать их чаще, чем все другие базовые типы вместе взятые!

Мы продолжим изучение логических значений в следующем уроке.

Теги

boolBooleanC++ / CppLearnCppДля начинающихЛогические типы даныхОбучениеПрограммирование

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.