7.7 – Введение в циклы и инструкции while
Введение в циклы
А теперь начинается самое интересное – в следующем наборе уроков мы пройдемся по циклам. Циклы – это конструкции управления порядком выполнения программы, которые позволяют фрагменту кода многократно выполняться до тех пор, пока не будет выполнено какое-либо условие. Циклы добавляют в ваш набор инструментов программирования значительную гибкость, позволяя делать многие вещи, которые в противном случае были бы сложными.
Например, предположим, что вы хотите вывести все числа от 1 до 10. Без циклов вы можете попробовать что-то вроде этого:
#include <iostream>
int main()
{
std::cout << "1 2 3 4 5 6 7 8 9 10";
std::cout << " done!";
return 0;
}
Хотя это выполнимо, но всё усложняется, когда вы хотите напечатать больше чисел: что, если вы хотите напечатать все числа от 1 до 1000? А это совсем немного! Но такую программу возможно написать, потому что во время компиляции мы знаем, сколько чисел мы хотим напечатать.
Теперь давайте немного изменим требования. Что, если бы мы хотели попросить пользователя ввести число, а затем распечатать все числа от 1 до числа, введенного пользователем? Число, которое введет пользователь, неизвестно во время компиляции. Итак, как мы можем решить эту проблему?
Инструкции while
Инструкция while
(также называемая циклом while
) является самым простым из трех типов циклов, предоставляемых C++, и имеет определение, очень похожее на определение оператора if
:
while (условие)
инструкция;
Инструкция while
объявляется с помощью ключевого слова while
. При выполнении инструкции while
вычисляется условие. Если условие истинно, выполняется связанная инструкция.
Однако, в отличие от оператора if
, после завершения выполнения инструкции управление возвращается в начало оператора while
, и процесс повторяется. Это означает, что оператор while
будет продолжать цикл до тех пор, пока условие будет истинным.
Давайте посмотрим на простой цикл while
, который выводит все числа от 1 до 10:
#include <iostream>
int main()
{
int count{ 1 };
while (count <= 10)
{
std::cout << count << ' ';
++count;
}
std::cout << "done!";
return 0;
}
Эта программа выводит:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 done!
Давайте подробнее рассмотрим, что делает эта программа. Сначала счетчик count
инициализируется значением 1, которое является первым числом, которое мы напечатаем. Условие count <= 10
истинно, поэтому инструкция выполняется. В этом случае наша инструкция – это блок, поэтому все инструкции в этом блоке будут выполнены. Первая инструкция в блоке печатает 1 и пробел, а вторая увеличивает count
до 2. Теперь управление возвращается к началу оператора while
, и снова вычисляется условие. 2 <= 10
вычисляется как true
, поэтому блок кода выполняется снова. Цикл будет повторяться до тех пор, пока count
не станет равен 11, после чего значение 11 <= 10
будет ложным, и инструкция, связанная с циклом, будет пропущена. На этом выполнение цикла заканчивается.
Хотя эта программа представляет собой немного больше кода, чем набор всех чисел от 1 до 10, подумайте, насколько легко было бы изменить эту программу для печати всех чисел от 1 до 1000: всё, что вам нужно сделать, это изменить count <= 10
на count <= 1000
.
Инструкции while
, которые изначально вычисляются как ложные
Обратите внимание, что если условие изначально вычисляется как ложное, связанная инструкция не будет выполняться вообще. Рассмотрим следующую программу:
#include <iostream>
int main()
{
int count{ 15 };
while (count <= 10)
{
std::cout << count << ' ';
++count;
}
std::cout << "done!";
return 0;
}
Условие 15 <= 10
вычисляется как false
, поэтому связанная инструкция пропускается. Программа продолжается, и единственное, что будет напечатано – это «done!».
Бесконечные циклы
И наоборот, если условное выражение всегда истинно, цикл while
будет выполняться вечно. Это называется бесконечным циклом. Вот пример бесконечного цикла:
#include <iostream>
int main()
{
int count{ 1 };
while (count <= 10) // это условие никогда не будет ложным
{
std::cout << count << ' '; // поэтому эта строка будет выполняться многократно
}
return 0; // эта строка никогда не будет выполнена
}
Поскольку в этой программе count
никогда не увеличивается, условие count <= 10
всегда будет истинным. Следовательно, цикл никогда не завершится, и программа будет печатать «1 1 1 1 1» ... всегда.
Преднамеренные бесконечные циклы
Мы можем намеренно объявить бесконечный цикл следующим образом:
while (true)
{
// этот цикл будет выполняться вечно
}
Единственный способ выйти из бесконечного цикла – использовать инструкцию return
, инструкцию break
, инструкцию exit
, инструкцию goto
, сгенерировать исключение, или пользователю убить программу.
Вот глупый пример, демонстрирующий это:
#include <iostream>
int main()
{
while (true) // бесконечный цикл
{
std::cout << "Loop again (y/n)? ";
char c{};
std::cin >> c;
if (c == 'n')
return 0;
}
return 0;
}
Эта программа будет непрерывно повторяться до тех пор, пока пользователь не введет n в качестве входных данных, после чего оператор if
вычислит значение true
,и связанный с ним return 0;
вызовет выход из функции main()
, завершив программу.
Такой цикл часто можно увидеть в приложениях веб-серверов, которые работают непрерывно и обслуживают веб-запросы.
Лучшая практика
Для преднамеренных бесконечных циклов используйте while (true)
.
Переменные цикла
Часто нам нужно, чтобы цикл выполнялся определенное количество раз. Для этого обычно используется переменная цикла, часто называемая счетчиком. Переменная цикла – это целочисленное значение, которое используется для подсчета количества выполнений цикла. В приведенных выше примерах переменной цикла является переменная count
.
Переменным цикла часто дают простые имена, такие как i
, j
или k
. Однако если вы хотите знать, где в вашей программе используется переменная цикла, и вы используете функцию поиска по i
, j
или k
, функция поиска вернет половину вашей программы! По этой причине некоторые разработчики предпочитают использовать такие имена переменных цикла, как iii
, jjj
или kkk
. Поскольку эти имена более уникальны, это значительно упрощает поиск переменных цикла и помогает им выделяться как переменные цикла. Еще лучше – использовать «настоящие» имена переменных, такие как count
, или имя, которое дает более подробную информацию о том, что вы подсчитываете (например, userCount
).
Переменные цикла должны быть со знаком
Переменные цикла почти всегда должны быть со знаком, поскольку целые числа без знака могут привести к неожиданным проблемам. Рассмотрим следующий код:
#include <iostream>
int main()
{
unsigned int count{ 10 };
// счетчик от 10 до 0
while (count >= 0)
{
if (count == 0)
{
std::cout << "blastoff!";
}
else
{
std::cout << count << ' ';
}
--count;
}
return 0;
}
Взгляните на приведенный выше пример и посмотрите, сможете ли вы обнаружить ошибку. Она не очень очевидна.
Оказывается, эта программа представляет собой бесконечный цикл. Она начинается, как и предполагалось, с печати 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 blastoff!, но затем сходит с рельсов и начинает обратный отсчет с 4294967295. Почему? Потому что условие цикла count >= 0
никогда не будет ложным! Когда count
равен 0, условие 0 >= 0
истинно. Затем выполняется --count
, и count
переходит к 4294967295 (предполагается, что int
занимает 32 бита). И поскольку 4294967295 >= 0
истинно, программа продолжается. Поскольку count
не имеет знака, он никогда не может быть отрицательным, а поскольку он никогда не может быть отрицательным, цикл не завершится.
Лучшая практика
Переменные цикла должны иметь тип (signed
) int
.
Выполнение чего-то при каждой N-ой итерации
Каждый раз, когда цикл выполняется, это называется итерацией.
Часто мы хотим делать что-то на каждой 2-й, 3-й или 4-й итерации, например, выводить символ новой строки. Это легко сделать с помощью оператора взятия остатка от деления для нашего счетчика:
#include <iostream>
// Перебираем все числа от 1 до 50
int main()
{
int count{ 1 };
while (count <= 50)
{
// выводим число (для форматирования добавляем 0 перед числами меньше 10)
if (count < 10)
{
std::cout << '0';
}
std::cout << count << ' ';
// если переменная цикла делится на 10, печатаем символ новой строки
if (count % 10 == 0)
{
std::cout << '\n';
}
// увеличиваем счетчик цикла
++count;
}
return 0;
}
Эта программа дает следующий результат:
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Вложенные циклы
Циклы также возможно вкладывать внутрь других циклов. В следующем примере внутренний и внешний циклы имеют свои собственные счетчики. Однако обратите внимание, что условное выражение внутреннего цикла также использует счетчик внешнего цикла!
#include <iostream>
// Цикл от 1 до 5
int main()
{
int outer{ 1 };
while (outer <= 5)
{
// цикл от 1 до outer
int inner{ 1 };
while (inner <= outer)
{
std::cout << inner << ' ';
++inner;
}
// выводим символ новой строки в конце каждой строки
std::cout << '\n';
++outer;
}
return 0;
}
Эта программа печатает:
1
1 2
1 2 3
1 2 3 4
1 2 3 4 5
Небольшой тест
Вопрос 1
Почему в приведенной выше программе переменная inner
объявляется внутри блока while
, а не сразу после объявления outer
?
Ответ
Переменная
inner
объявляется внутри блокаwhile
, поэтому она создается (и повторно инициализируется значением 1) каждый раз при выполнении внешнего цикла. Если бы переменнаяinner
была объявлена перед внешним цикломwhile
, ее значение никогда не было бы сброшено до 1, или нам пришлось бы делать это с помощью оператора присваивания. Кроме того, поскольку переменнаяinner
используется только внутри блока внешнего циклаwhile
, имеет смысл объявить ее там. Помните, что мы объявляем переменные в минимально возможной области видимости!
Вопрос 2
Напишите программу, которая печатает буквы от a до z вместе с их кодами ASCII.
Подсказка
Чтобы напечатать символы как целые числа, вы должны использовать
static_cast
.
Ответ
#include <iostream> int main() { char myChar{ 'a' }; while (myChar <= 'z') { std::cout << myChar << ' ' << static_cast<int>(myChar) << '\n'; ++myChar; } return 0; }
Вопрос 3
Инвертируйте пример вложенных циклов, чтобы он напечатал следующее:
5 4 3 2 1
4 3 2 1
3 2 1
2 1
1
Ответ
#include <iostream> // Цикл от 5 до 1 int main() { int outer{ 5 }; while (outer >= 1) { // цикл от inner до 1 int inner{ outer }; while (inner >= 1) { std::cout << inner-- << ' '; } // выводим символ новой строки в конце каждой строки std::cout << '\n'; --outer; } return 0; }
Вопрос 4
Теперь напечатайте числа так:
1
2 1
3 2 1
4 3 2 1
5 4 3 2 1
Подсказка: сначала выясните, как печатать вот так:
X X X X 1
X X X 2 1
X X 3 2 1
X 4 3 2 1
5 4 3 2 1
Ответ
#include <iostream> int main() { // Есть 5 строк, мы можем выполнять цикл от 1 до 5 int outer{ 1 }; while (outer <= 5) { // Элементы строки отображаются в порядке убывания, поэтому начинаем с 5 и идем к 1 int inner{ 5 }; while (inner >= 1) { // Первое число в любой строке совпадает с номером строки // Значит, число должно быть напечатано, только если оно <= номеру строки, // в противном случае - пробел if (inner <= outer) std::cout << inner << ' '; else std::cout << " "; // дополнительные пробелы исключительно для форматирования --inner; } // Строка напечатана, перейти к следующей строке std::cout << '\n'; ++outer; } return 0; }