В России могут отменить сетевой нейтралитет

Добавлено 16 января 2018 в 03:55
В России могут отменить сетевой нейтралитет

Депутаты Госдумы сообщили о намерении изменить законодательство таким образом, чтобы отменить сетевой нейтралитет по примеру США, где в середине декабря 2017 года было принято соответствующее решение.

Что это означает на практике? Сетевой нейтралитет подразумевает равные условия для всех интернет-ресурсов у того или иного провайдера. Грубо говоря, у кого толще канал — тот и быстрее грузится. Отмена же сетевого нейтралитета означает, что теперь каждый оператор или провайдер может решать, на каких условиях он дает доступ к тем или иным ресурсам. Хочешь — ограничь скорость на Youtube, хочешь — взимай дополнительные деньги за доступ к сайту CNN.

С одной стороны, это вроде как правильно и честно: инфраструктуру строят операторы, а зарабатывают на ней OTT-сервисы, превращая провайдеров в дешевую «трубу» и не делясь с ними доходами. Сейчас 30% всего интернет-трафика в США генерирует только один сервис: онлайн-кинотеатр Netflix. А провайдеры имеют собственные сервисы и, в общем, тоже не прочь продавать пользователям контент. И теперь можно, например, ограничить доступ к Netflix по скорости, сделав его использование затруднительным, а на собственный контент установить приоритет. Хочешь убрать ограничение? Плати. И это будет стоить столько же, сколько провайдерский сервис.

С другой стороны, это открывает ящик Пандоры: провайдеры могут искусственно ограничивать «неугодные» сервисы и требовать с них делиться выручкой, и может дойти до абсурда: владелец любого сайта должен будет платить крупным провайдерам за бесперебойный доступ на свой ресурс, иначе попросту лишится трафика, ведь никто не будет ждать, пока откроется страница. Получится как с крупным ритейлом: чтобы встать на полку, производителю товара нужно заплатить.

Все это приведет к подорожанию платных сервисов и потенциальному вымиранию бесплатных, работающих на рекламной модели. Впрочем, бить в колокола все-таки рановато, потому что существует та самая невидимая рука рынка, которая, в теории, должна отрегулировать его самостоятельно. И если кто-то начнет «резать» скорости, то абонент просто уйдет к конкурентам — конечно, при наличии технической возможности, а в случае картельных сговоров нескольких операторов с этим быстро разберутся антимонопольщики.

В Европе сетевого нейтралитета при этом как такового не было. Например, мобильные операторы сплошь и рядом блокировали доступ к VoIP-сервисам, предоставляя их только за дополнительную плату, чтобы не терять выручку от голосовой связи. В России нейтралитет де-факто действует, однако многие мобильные операторы, например, значительно занижают скорость доступа при использовании файлообменных сетей: вроде как это не блокировка конкретных ресурсов (речь идет о скачивании из нескольких распределенных источников, конкретных компьютеров в сети), но фильтрация трафика по тому или иному типу, которую достаточно легко обойти — например, удаленными командами скачать фильм на домашний компьютер или NAS и потом с него уже невозбранно стримить его (или скачать на полной скорости) на мобильное устройство.

Несмотря на инициативу некоторых депутатов, вряд ли отмена сетевого нейтралитета произойдет в России в ближайшее время: в стране нет сколь-либо значимых независимых от провайдеров ОТТ-сервисов масштаба американского Netflix и нет конкурентоспособных провайдерских, то есть, конкурировать некому и не с чем. Главный конкурент любым легальным сервисам — это пиратские ресурсы, остающиеся сегодня основным источником контента для большинства россиян; с ними с переменным успехом борется Роскомнадзор. Собственно, его борьба с неугодными сайтами и является русской версией отсутствия сетевого нейтралитета.

По данным британского агентства Ernst&Young, 4,5 млн россиян, что составляет 80% суточной аудитории длинных и средних видео, смотрят фильмы и сериалы на нелегальных сайтах. Лишь 38% сегодня покупают или арендуют фильмы (суммарно более 100% из-за того, что кто-то и платит, и ходит на рутрекер). Общий объем рынка онлайн-сервисов должен составить 13,6 млрд руб. по состоянию на конец 2017 года. Из них 70% (7,8 млрд руб.) приходится на долю онлайн-кинотеатров. Крупнейшим кинотетаром, с большим отрывом, остается ivi с 33%, за ним Okko - 16% и Megogo - 13%, "Амедиатека" занимает 8% рынка, а TVzavr - 5%. При этом только 3% пользователей покупают платную подписку, остальные смотрят бесплатно с рекламой.

Теги

Оператор связи

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.

В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.