Модели запуска и внедрения сервисов цифрового наземного телевидения

Добавлено 5 августа 2017 в 01:05
Бизнес модель цифрового наземного ТВ вещания

Одной из составляющих планирования запуска и внедрения сервисов цифрового наземного телевидения (ЦНТВ) на конкретном рынке является процесс бизнес-планирования, включающего набор бизнес-целей, способы их достижения и необходимые финансовые средства.

В процессе бизнес-планирования цифрового наземного телевизионного вещания можно выделить три ключевых этапа:

  1. соглашение между вовлеченными сторонами о бизнес-модели производственно-сбытовой цепи (что каждый участник будет поставлять, и что будет источником дохода (и связанные с этим расходы));
  2. окончательно экономическое обоснование для каждого предложения по организации услуг с подробным описанием потоков доходов и расходов (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс);
  3. соглашение об окончательном бизнес-плане между инвесторами (и, возможно, руководством).

Ключевым вопросом для операторов цифрового наземного телевидения (ЦНТВ) является выбор бизнес-модели: FTA (free-to-air, бесплатно (свободно) вещаемая в эфире) модель с бесплатным доступом для просмотра (бизнес-модель на основе рекламных доходов) или модель платного ТВ (бизнес-модель на основе подписок). Также возможно и комбинирование этих моделей.

В странах, в которых основной платформой доставки ТВ является наземное аналоговое ТВ (с доступом к 1-5 ТВ каналам), и в которых ограничено предложение платного ТВ на рынке (низкий уровень проникновения), предпочтительно позиционирование на основе предложения FTA (бесплатного) телевидения. Однако успех предложения бесплатного или платного ТВ зависит от различных факторов:

  1. для FTA (бесплатных) моделей:
    1. дополнительные зрители или часы просмотра. Любое предложение FTA телевидения должно добавить дополнительных телезрителей (часы просмотра), ранее не охватываемых действующими платформами. В большинстве случаев затраты на передачу по сети ЦНТВ в FTA модели должны финансироваться (коммерческими) вещателями. Дополнительные зрители или часы просмотра не обязательно ограничиваются необслуживаемыми зрителями (например, потому что канал не транслируются на широко распределенной сети), то также могут быть достигнуты за счет привлечения пользователей, уже обслуживаемых другими операторами. Например, во Франции новые зрители были привлечены благодаря предложению многоканального ТВ в HD формате;
    2. абсолютный объем рекламного рынка и доля на нем телевизионной рекламы. Некоторые рынки могут иметь ограниченные рекламные бюджеты, которые не смогут покрыть дополнительные расходы на создание и запуск услуг цифрового наземного телевидения. На некоторых рынках затраты на ТВ рекламу могут быть значительно больше, чем для других СМИ (таких, как радио и газеты).
  2. для моделей платного ТВ:
    1. другие существующие предложения платного ТВ на рынке и их состав. Существующие поставщики услуг платного ТВ могут обратиться только к верхнему сегменту рынка с относительно дорогими пакетами (очень часто на основе эксклюзивных прав на вещание спортивных мероприятий). На таких рынках может быть место для предложения пакетов более низкого уровня без эксклюзивного/дорогого контента. Кроме того, существующие провайдеры могут обеспечивать плохое качество обслуживания, тем самым давая зрителям повод принять альтернативное предложение;
    2. существующие бесплатные предложения. Потенциальная доля рынка платного ТВ может быть ограничена существованием широко распространенных бесплатных предложений;
    3. существующие контракты на рынке телевизионного контента. Особенно сделки с эксклюзивным контентом могут ограничить возможность создания привлекательных пакетов платного ТВ, и, наоборот, отсутствие эксклюзивных контрактов может создать эту возможность;
    4. готовность платить за телевизионный контент. Готовность платить очень часто определяется исторически и культурно. Поставщики услуг платного ТВ должны тщательно исследовать модели оплаты телевизионных услуг. Существует много категорий зрителей, отказывающихся платить за контент (например, за прямые трансляции спортивных мероприятий).

На рисунке 1 изображена бизнес-модель для FTA (бесплатной) модели цифрового наземного телевидения. В данной модели управление мультиплексом (пакетом программ) (т.е. распределение имеющейся емкости между различными вещателями) осуществляется субъектом, отдельным от вещателя. В данной модели эта функция входит в состав деятельности оператора сети. Следует отметить, что на рисунке не изображена функция продвижения услуги. Эта функция действительно существует и состоит из продвижения платформы и предоставления информации о сервисах ЦНТВ и об активации услуг. Субъект, выполняющий данную функцию, часто финансируется вещателями и оператором сети.

Бизнес-модель для FTA ЦНТВ с отдельным управлением мультиплексом
Рисунок 1 – Бизнес-модель для FTA (free-to-air, бесплатно (свободно) вещаемого в эфире) цифрового наземного телевидения с отдельным управлением мультиплексом

В альтернативной бизнес-модели для FTA ЦНТВ управление мультиплексом присваивается (регулирующим органом) вещателю. Данная модель похожа на FTA модель аналогового вещания и вещатели, как правило, принимают такую модель быстро. Тем не менее, такая модель может быть неэффективной с точки зрения эффективности использования частотного спектра, и регулирующий орган (министерство связи и массовых коммуникаций) может не согласиться с этим способом. Данная модель изображена на рисунке 2.

Бизнес-модель для FTA ЦНТВ с управлением мультиплексом вещателем
Рисунок 2 – Бизнес-модель для FTA (free-to-air, бесплатно (свободно) вещаемого в эфире) цифрового наземного телевидения с управлением мультиплексом вещателем

Для бизнес-моделей ЦНТВ платного ТВ наиболее распространенная модель изображена на рисунке 3. В большинстве случаев провайдер также управляет пропускной способностью и выделяет доступную емкость различным сервисам (управление мультиплексом). Таким образом, провайдер услуг может оптимизировать доходы.

Бизнес-модель для платного ЦНТВ
Рисунок 3 – Бизнес-модель для платного цифрового наземного телевидения

В России на данный момент для трансляции федеральных пакетов программ РТРС-1 и РТРС-2 используется бизнес-модель для FTA (free-to-air, бесплатно (свободно) вещаемого в эфире) цифрового наземного телевидения с отдельным управлением мультиплексом, изображенная на рисунке 1. Управление мультиплексом в данной модели осуществляет оператор эфирного телевидения ФГУП «РТРС» (Российская телевизионная и радиовещательная сеть).

Источники:

  • ITU Guidelines for the Transition from Analogue to Digital Broadcasting - including the Asia-Pacific Region // ITU, 2012.

На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.


Сообщить об ошибке